Ни для кого не секрет, что многие фермеры, перевозчики и предприниматели недавно решили использовать в своих машинах соевое и рапсовое масло вместо дизельного топлива и бензина┘. Это происходит не только на фермах некоторых российских или украинских производителей, но и в Европе. Так дешевле. А стандартный лозунг любой рыночной экономики — снижение издержек производства. К этому следует добавить волну энтузиазма по поводу альтернативных форм энергии, также поддерживаемую финансовыми стимулами со стороны официальных властей некоторых стран. Естественно, что в условиях роста цен на обычные виды топлива возникает соблазн заменить их растительными маслами. Однако специалисты немецкой компании Max-Eyth-Gesellschaft Agrartechnik предупреждают, что не каждая машина способна выдержать бездумное использование такого экологически чистого топлива.
На семинаре, недавно состоявшемся в Магдебурге, Германия, эксперты представили свой анализ ситуации в Agrar-Sevice Wesendorf GmbH недалеко от Мюнстера. Дело в том, что это предприятие вполне типично для немецких сельхозпроизводителей. В нем работает 40 человек, и он занимается как производством растений, так и транспортировкой продукции — как собственных, так и других производителей. В парке компании 18 грузовиков, 14 тракторов, 6 зерноуборочных комбайнов, 5 полевых мельниц и 4 зерновых мельницы мощностью до 550 кВт. Основное отличие этого предприятия от других в том, что оно уже несколько лет использует в качестве топлива растительное масло. Компания перешла на растительное масло в 2005 году, когда в Германии выросли цены на бензин и дизельное топливо. Достаточно упомянуть, что сам комбайн потребляет от 50 до 60 литров дизельного топлива в час. В мае прошлого года руководство компании модернизировало свой парк грузовиков, добавив в каждую из них по второй емкости для растительного масла. Система работала таким образом, что двигатель достиг рабочей температуры на дизельном топливе, а затем переключался на рапсовое масло. Такие преобразования обычно стоят от 2500 до 4500 евро. Если бы грузовики использовались круглосуточно, конверсия окупилась за несколько месяцев.
Однако использование растительного масла, даже рафинированного (свежее нерафинированное масло может вывести из строя двигатель в течение 24 часов), оказалось значительными дополнительными затратами. Кроме того, в начале биобума на Западе выросло само растительное масло. Кроме того, правительство, не желая терять дополнительные доходы, начало повышать налоги на биотопливо. Поэтому компании пришлось перейти на импортное более дешевое соевое масло из Бразилии. С 2005 года в качестве топлива было использовано 1,6 миллиона литров соевого масла.
Однако растительное масло оказалось очень вредным для машин. В грузовиках, например, масло нужно было менять каждые 20-25 тысяч. км. Но почти каждый грузовик должен был быть оборудован собственным графиком замены масла. Дело в том, что когда в двигатель попало растительное масло, оно вело себя не так, как дизельное топливо. Цетановое число, то есть воспламеняемость дизельного топлива (чем выше число, тем выше легкость воспламенения), у растительного масла ниже, а это означает, что оно плохо горит в фазе зажигания и при низких оборотах двигателя. Хуже того, он загрязняет, накапливается в смазочных маслах, а затем вступает в реакцию с ними. В результате получается липкая слизистая масса, которая может просто повредить двигатель при следующем запуске. Использование растительного масла вместо топлива приводит, среди прочего, к для блокировки каналов впрыска и отложений на поршневых кольцах. Поршни наконец начнут разрушаться. Однако растительное масло имеет свойство полимеризоваться при высоких температурах. Другими словами, использование растительного масла в качестве моторного топлива создает порочный круг. Другими словами, использование растительного масла в качестве моторного топлива создает порочный круг. Для правильного течения ему необходимы высокие температуры, а при высоких температурах он имеет тенденцию к образованию вредных отложений.Поэтому необходимо постоянно контролировать химический состав отложений, что само по себе недешево.Таким образом, с точки зрения производителей дизельных двигателей, таких как немецкая компания Deutz, использование растительного масла вместо или в качестве добавки к дизельному топливу в значительной степени неэффективно и не приводит к экономии топлива или удешевлению процесса эксплуатации двигателя.Однако производители дизельного топлива не решаются запретить использование растительного масла в дизелях.Однако Deutz, как подчеркивает немецкий еженедельник VDI-Nachrichten, считает, что такие растительные масла должны быть сертифицированы, а их использование в качестве моторного топлива должно решаться специалистами.