Вы, слышали о таком методе сваривания материалов, как «холодная сварка»?
Тогда вам будет интересно прочесть информацию об этой технике и узнать, насколько данный прием эффективен.
Благодаря историческим раскопкам, стало известно, что аналогичной технологией пользовались в старину при создании произведений искусств античного периода.
- Что это такое
- Состав холодной сварки
- Разновидности клеящих составов
- Способы использования
- Починка чугунного радиатора
- Вывод
В Национальном музе Ирландии, в качестве экспонатов, выставлены золотые шкатулки, сделанные в эпоху ранней бронзы.
Мастера в своей работе использовали технику холодной сварки.
В средине сороковых годов прошлого столетия метод стали применять в странах с развитой промышленностью.
В Советском Союзе холодная сварка начала использоваться в 50-х годах 20-го века.
На данный момент такой прием нашел широкое применение для сваривания таких металлов:
- медь,
- олово,
- свинец,
- алюминий (сварка инвертором в домашних условиях),
- никель и другие (видео про сварку нержавейки инвертором посмотрите здесь).
Как сварка может быть холодной? Неужели, процесс возможен без нагревания, специальных растворов или электрического тока?
Оказывается, может. И в этом нет никакой магии. Метод основывается на пластической деформации, разрушающей ломкую пленку окислов, которая является основным препятствием для сопряжения металлов.
Всем нам приходилось, хотя бы, раз в жизни пережить проблему, связанную с ремонтом труб системы отопления, расширительного бачка и других составляющих магистрали.
Лет десять-пятнадцать назад, любой контур обогрева с расширительным бачком из алюминия (технология сварки) и радиаторы подвергались ремонту только методом горячей сварки.
А знаете ли вы, как выбрать и купить электросварную муфту? Что это такое и как ими пользоваться прочитайте в полезной статье.
Про компрессионные муфты для стальной трубы написано на этой странице.
Современный рынок сегодня предлагает, практически, мгновенный и при этом очень эффективный способ ликвидации протечек во всех устройствах отопительной системы.
При этом нет необходимости пользоваться свариванием при высоких температурах. Совершенно новая технология пришла на смену общеизвестным приемам.
- чугунные (какие электроды купить для сварки),
- биметаллические (примерная цена на радиаторы отопления Рифар указана в этой статье),
- пластиковые (про комплект для сварки полипропиленовых труб написано здесь),
- стальные (сварка нержавейки полуавтоматом в среде углекислого газа) и алюминиевые батареи
— можно с помощью холодной сварки. Таким способом соединяют не только металлические, но и полимерные изделия.
Если говорить более понятным языком, то холодная сварка, по своей сути, — это эпоксидный клей, по своему составу похожий на шпаклевку.
Очень часто в его структуру производители включают упрочняющую добавку в виде стального порошка.
Вещество имеет хорошую сопротивляемость агрессивному воздействию внешней среды, и оно, в полном объеме, сохраняет все свои характеристики при температуре до +260 градусов.
Состав холодной сварки
-
Все имеющиеся позитивные качества эпоксидной смолы передаются холодной сварке.Эпоксидная смола.
Этот материал отличается хорошей пластичностью.
Он заполняет собой все расщелины и другие огрехи обрабатываемой поверхности.
У эпоксидки есть еще один характерный признак, и заключается он в особенности застывать при смешивании ее с различными загустителями.
В роли добавляемого вещества, предназначенного улучшать технические свойства основного ингредиента, как правило, выступают различные модификаторы, пластификаторы, сера и металл.
С помощью наполнителя смесь намного быстрее застывает и отвердевает.
А также холодная сварка приобретает целый ряд положительных свойств, а именно:
- стойкость к влажной среде,
- способность хорошо переносить большое количество циклов резких колебаний температуры без разрушения.
В холодной сварке, предназначенной для радиаторов отопления, в качестве наполнителя в обязательном порядке должна быть металлическая крошка.
Для пластмассовых труб в состав связующего компонента вводят серу.
Холодная сварка представляет собой двухкомпонентную смесь.
В одно целое все элементы соединяют за несколько минут до использования.
Разновидности клеящих составов
Многие обыватели сомневаются в эффективности данного метода ремонта радиаторов отопления.
Но, как можно увидеть из практики, это не соответствует действительности.
Износоустойчивость полученного шва или соединения зависит от того, насколько правильно будет выбран связующий элемент.
А что вы знаете про размеры чугунных радиаторов отопления? Прочитайте о батареях в полезной статье.
Чем можно устранить течь в стыках канализационных труб написано здесь.
На странице: написано про электросварные муфты для ПНД труб.
Систематизация по физическому содержанию:
- текучие смеси
- пластическая масса.
Если вы решите покупать жидкий продукт, обратите внимание на упаковку, в ней должно быть 2 тюбика. Один – с эластичным веществом, другой – с отвердителем.
Их смешивают, непосредственно, перед тем, как устранить течь в пластиковой трубе на стыке.
Учтите! Смесь нужно расходовать на протяжении 20 минут, иначе она загустеет и станет непригодной.
Пластилинообразная сварка для системы отопления выпускается в виде двухслойного бруска, внутри которого находится пластичная субстанция, а отвердитель – на поверхности бруса.
Перед употреблением пластилин следует хорошо размять. Если вам не понадобиться весь материал, его можно разрезать, но только поперек.
Специалисты настоятельно советуют использовать холодную сварку для восстановления только тех материалов, для которых она предназначена.
На упаковке состава производитель всегда указывает температуру, которую может выдержать смесь (в большинстве случаев – это 260 градусов Цельсия).
При соблюдении этих параметров, шов долго будет оставаться прочным.
На рынке имеется холодная сварка, способная противостоять намного большей температуре (до 1300 градусов Цельсия).
Этот клей используют для поверхностей, подвергающиеся очень сильному нагреванию.
Положительные моменты использования.
- Удобство в использовании. Составом может пользоваться человек, который ранее не имел никакого опыта в слесарном деле;
- Качество полученного шва не зависит от быстроты ваших действий.
- Нет необходимости в применении специальных инструментов и оборудования (про муфты для соединения ПНД труб прочитайте здесь).
- Энергозатраты сведены к минимуму.
- Материал обладает противопожарными свойствами.
- Возможность производить ремонт резервуаров, в которых находятся взрывчатые вещества.
- В районе сварного шва нет поверхностного напряжения материала.
- Низкая стоимость материала.
Отрицательные стороны.
- При помощи холодной сварки можно соединять только металлы, имеющие высокую пластичность.
- В процессе работы, материал подвержен деформации.
- Посредством данного метода стыкуют детали определенных форм и размеров.
- Для того, чтобы работы были выполнены эффективно, нужно задействовать большую площадь металла.
- Холодная сварка является временным решением проблемы.
Перед тем, как приступить к работе, нужно приготовить все, что вам может понадобиться:
- сварочный материал,
- ацетон,
- лист наждачной бумаги,
- при необходимости – зажимы,
Пошаговая инструкция сварки пластиковых труб отопления:
-
первое, что нужно сделать – это, тщательно подготовить ремонтируемую поверхность материала.
Срезы труб, сначала, необходимо обработать наждачной бумагой, а затем обезжирить.
Имеющиеся на изделии неровности повысят уровень адгезии с клеящим веществом.
Остатки жира, при вступлении в химическую реакцию с составными частями холодной сварки, ухудшат ее характеристики;
Если в вашей системе отопления присутствуют трубы, сечением 20 – 40 мм, допуск не должен превышать двух миллиметров;
При использовании пластилинообразной мастики, необходимо руки смочить в чистой воде.
Если этого не сделать, паста прилипнет к коже.
С жидкими составами нужно работать очень быстро;
Для улучшения эффекта склеивания, стоит воспользоваться специальным зажимом.
В прилагаемой к изделию инструкции указано, с какой силой допускается воздействие на шов.
Трубопровод, который подвергался ремонту методом холодной сварки, вводится в эксплуатацию не менее, чем через 8 часов после проведения сварочных работ.
Починка чугунного радиатора
В этом случае, необходимо, в первую очередь, подготовить поверхность изделия – она должна быть чистой, сухой и обезжиренной.
Процедуру можно сделать ватным тампоном, смоченным в спирте. Затем берем небольшой кусочек состава в виде пластилина и разминаем его пальцами.
У вас должен получиться шарик, размером – 20 – 25 мм.
К поврежденному месту прижимаем горошину и придавливаем ее с помощью отвертки или плотной ветоши.
В таком положении шарик необходимо удерживать 3 -5 минут.
Смесь отвердеет полностью через 35 – 40 минут благодаря процессу полимеризации.
Готовой к работе батарея будет только через 24 часа.
При температуре ниже +5 градусов, пользоваться холодной сваркой не рекомендуется. Проводить манипуляции со смесями нужно в перчатках и защитных очках.
Если в вашем жилище однотрубная система отопления, то перед тем, как приступать к ремонту поврежденного участка, нужно перекрыть подачу воды
При ликвидации свища на пустотелом предмете, лучше всего использовать жидкий состав, которым пропитываются куски ткани, и обматываются поврежденные участки.
С помощью такого метода вы сможете надежно законопатить протечку и дождаться окончания отопительного сезона.
Только с помощью специализированного продукта с характеристиками, позволяющими работать смеси под воздействием жидкости высокой температуры, у вас получится качественное соединение.
Посредством таких составов можно заделать свищ в стояке с горячей водой.
Запомните! Холодная сварка – это временная мера устранения течи в радиаторах отопления.
Таким способом устраняют повреждения маленьких размеров.
При первой же возможности протечку нужно заделать полуавтоматической сваркой или инвертором.
При работе с клеящими составами на первом месте должны стоять вопросы, связанные с личной безопасностью.
Стоит знать! Невозможно реанимировать холодной сваркой сложные узловые соединения.
К месту ремонта необходимо обеспечить свободный доступ.
Не забывайте, что данный состав может быть применен только в качестве склеивающего элемента. Он не выдержит даже малейшего воздействия «на отрыв».
Поэтому пользоваться таким приемом можно исключительно по назначению и при этом необходимо правильно рассчитать условия применения смеси.
Холодная сварка для радиаторов отопления должна быть высокого качества. В противном случае, шов может не выдержать и, тогда цена ремонта будет слишком высока.
Как используют «холодную сварку» для труб большого диаметра, посмотрите в видеосюжете.
При монтаже пластиковых труб с раструбом, как правило, применяют сварку ПВХ труб методом склеивания. Этот способ соединения также называют «холодной сваркой». Его рассмотрению мы и посвятим нашу статью.
Клеевой способ соединения отличается крайней простотой выполнения
Способы соединения пластиковых труб
Известно несколько методов соединения ПВХ труб между собой:
- Химический, или клеевой.
- Физико-химический:
- сварка;
- сплавление.
- Механический:
- резьбовой;
- с использованием фитингов.
Преимущества химического способа перед другими:
- Повышение оперативности сборки систем водоснабжения и водоотведения.
- Уменьшение риска протечек, которые могут возникнуть при механическом соединении или сварке труб встык.
- Снижение трудоемкости процесса.
- Меньший расход электроэнергии.
- Уменьшение материалоемкости.
- Невысокая себестоимость монтажа.
Клеевым способом с успехом соединяют трубы различных диаметров: 6–400 мм.
Клей для холодной сварки поливинилхлорида
Сравнивая клеевое соединение труб со сварным и механическим, можно заметить некоторое сходство и различие:
- По быстроте, качеству и малой материалоемкости проводимых работ соединение методом склеивания не уступает традиционной сварке. Однако, в отличие от нее, метод склеивания не использует специальное оборудование. Аппарат для сварки труб ПВХ, который применяется для устройства системы пластиковых труб, потребляет достаточно большое количество электроэнергии. За счет этого повышается себестоимость монтажа системы труб сварным способом.
- Механическое соединение, как и клеевое, не так энергозатратно, но гораздо более материалоемко. Использование дополнительных расходных материалов (различного рода фитингов) неизбежно приводит к удорожанию монтажных работ.
Такова разница в способах монтажа, на основе нее вы можете оценить их трудоемкость и выбрать наиболее подходящий способ.
Почему и как стоит использовать «холодную сварку»
Особенности «холодной сварки»
- Для работы используется клей, специально предназначенный для соединения труб и соединительных деталей (фитингов), изготовленных из хлорированного поливинилхлорида (ХПВХ).
- Клей растворяет поверхности соединяемых деталей на одну треть толщины, т.е. осуществляется холодная диффузионная сварка.
- На такой процесс, как пайка труб ПВХ, оказывают влияние различные условия:
- влажность воздуха;
- температура.
- Работы по склеиванию труб можно проводить при широком диапазоне температур воздуха: 5–35°С. Использование морозостойкого клея делает возможным проведение работ при температуре до –17°С. При жаркой погоде склеивание следует производить как можно быстрее, во избежание высыхания клея до завершения монтажа.
Количество соединений, которое можно произвести при помощи 1000 мл клея
- По своим свойствам клей должен быть:
- текучим;
- с однородной консистенцией;
- без посторонних включений.
Емкость с клеем следует плотно закрывать крышкой в перерывах между непосредственным проведением работ, чтобы избежать испарения летучих компонентов.
Технология клеевого соединения труб
Спайка труб ПВХ в раструб производится в несколько этапов:
Схема «холодной сварки» труб из ПВХ
- Ровно отрезать необходимый кусок трубы. Для этого могут быть использованы:
- ножовка по металлу, имеющая мелкие зубцы;
- труборез;
- специальные ножницы.
- Снять фаску на конце трубы, соблюдая угол в 15 градусов, используя фаскосниматель. Следует избегать появления заусенцев.
- Очистить раструб фитинга и трубу от грязи и пыли, удалить влагу.
Для эффективной очистки соединяемых деталей можно использовать очиститель для труб ХПВХ. Он хорошо подготовит поверхности для склеивания.
- Нанести клей. Работа производится кистью аккуратно по поверхности трубы и раструба.
- Вставить в раструб трубу сразу же после нанесения клеевого слоя.
- Для того чтобы клей равномерно распределился по склеиваемым поверхностям, повернуть фитинг на 90 градусов относительно трубы.
- Зафиксировать детали на 20–30 секунд. Не производить повторного поворачивания соединенных деталей после их фиксирования! Весь процесс склеивания должен быть закончен в течение 1 минуты.
Время выдержки соединения до пробной подачи транспортируемой жидкости или газа
- По окончании склеивания проверить наличие равномерного слоя («валика») клея по окружности.
- При необходимости убрать избыточный клей при помощи мягкой ткани.
Более наглядно увидеть технологию склейки вы можете на видео, представленном ниже.