Полипропиленовые трубы вошли в нашу жизнь в качестве дешевого и универсального строительного материала. Существует много способов их соединения, но один из самых надежных, практичных и удобных – пайка. Для выполнения качественной работы необходимо знать некоторые тонкости и хитрости, о которых и пойдет речь в статье.
Типы труб
Многие упускают этот момент, а зря. Качество и возможность соединения труб путем пайки напрямую зависит от их типа. Вот несколько самых важных пунктов:
Диаметр трубы.
Толщина стенки. От нее зависит время нагрева трубы. Чем толще стенка, тем дольше придется нагревать трубу или большую температуру ставить.
Внешнее или внутреннее армирование. Это крайне важный этап, о котором многие умалчивают. Некоторые трубы для увеличения прочности усиливаются металлом. Данная защита может располагаться как внутри трубы, так и снаружи. При работе с такими трубами существуют тонкости, которые стоит учитывать.
Также смотрите таблицу соответствия маркировок сфере применения.
Сфера применения и особенности
PN 10
Для подачи холодной воды, в системах теплых полов с подогревом до 45 0 С. Имеет тонкие стенки.
PN 16
Используется на водопроводах с высоким давлением и на отопительных магистралях с пониженным давлением.
PN 20
Труба универсального назначения. Подача воды с температурой не выше 85 0 С
PN 25
Горячее водоснабжение, отопление. Подача воды до 95 0 С. Армирована фольгой.
Трубы последнего типа используют для подключения пластиковых трубопроводов к металлическим.
Типы соединения полипропиленовых труб
При нагревании полипропилена происходит взаимная диффузия – смешивание частиц. Что характерно, при остывании обратной реакции не происходит, деталь становится монолитной. Это качество и используется при соединении двух труб. Рассмотрим, какими способами достигается результат.
Муфтовая сварка
Данный принцип наиболее популярен за счет своей простоты и доступности. Для соединения труб одинакового диаметра используется специальная деталь – муфта. Её внутренний диаметр чуть меньше, чем внешний свариваемых труб.
Сварка происходит за счет нагрева и расплавления внешней поверхности трубы и внутренней поверхности муфты. Затем трубу вставляют в муфту, операцию повторяют с другой её частью, и соединение готово.
Стыковая сварка
Этот принцип применяется на производстве. Для соединения труб с одинаковым диаметром их бортики расплавляют, а затем соединяют в стык. Метод сложен тем, что необходимо обеспечить идеально-точную соосность, что невозможно в домашних условиях.
Еще одним недостатком является малая прочность полученного соединения, поэтому стыковая сварка не получила особого распространения среди мастеров.
Холодная сварка
Холодная сварка (с помощью клея) – еще разновидность соединения. На трубу наносится специальный клей, в составе которого имеется сильный растворитель. Он размягчает поверхности труб и их можно вставить друг в друга.
Большим недостатком данного метода является малая прочность и герметичность полученного соединения. Также минусом является длительность высыхания – сутки и более. В этом холодная сварка проигрывает термической.
В домашних условиях целесообразно использовать соединение с помощью муфт. Этот метод и рассмотрим подробнее.
Необходимые инструменты
Перед началом работ важно подготовить все необходимы инструменты. Вот, что вам понадобится:
Сварочный аппарат – представляет собой нагревательный элемент с насадками для разных диаметров труб. Некоторые модели имеют термостат для поддержания заданной температуры, работать с таки устройствами гораздо проще.
Обратите внимание на количество отверстий под насадки. Оптимально – 2-3 шт. Так вы ускорите процесс сварки труб разного диаметра.
Если вы не планируете в дальнейшем использовать это устройство, то существует много сервисов, где сварочный аппарат можно арендовать на время ремонта. Поэтому покупать его не придется.
Ножницы. Можно резать трубу ножовкой, пилой или даже болгаркой, но качество полученной поверхности будет неудовлетворительным. Гораздо удобнее и практичнее приобрести специальные ножницы для этих целей.
Перчатки для защиты рук – выбирайте толстые, плохо проводящие тепло. Это защитит вас от ожога.
Шейвер. Приспособление убирает внешний алюминиевый слой при работе с армированными трубами. Инструмент может и не пригодиться, зависит от вида материала
Торцеватель. Устройство предназначено для удаления части внутреннего армирования. Это необходимо, чтобы избежать попадания воды между слоями трубы.
Средство для обезжиривания. Необходимо для очистки трубы от загрязнений и жира. Можно применять этиловый или изопропиловый спирт. Использовать ацетон не рекомендуется, он может размягчать поливинилхлорид.
Проведение работ
Перед проведением работ необходимо подготовьте рабочую поверхность – отмерьте и отрежьте трубы, снимите фольгированное армирование, очистьте трубу от грязи и обезжирьте. Далее придерживайтесь нашей инструкции.
Соберите паяльник, нагрейте его до 270 0 С.
Наденьте трубу на металлическую муфту, а соединяющую деталь – на дорн паяльника. При этом пластик нагреется и станет мягким.
Снимите соединяющую деталь и трубу с нагревателя.
Не теряя времени соедините элементы друг с другом, прилагая незначительное усилие.
Следите, чтобы была соблюдена соосность и не допускайте искривлений.
В большинстве случаев диаметр трубы больше диаметра муфты или фитинга. При нагревании и последующем соединении образуется валик из расплавленного полипропилена, который и закрывает швы.
Старайтесь не передержать детали на нагревательных элементах паяльника. Оптимальное время для различных этапов монтажа указано в таблице.