Повышение ресурсной надежности полипропиленовых шаровых кранов

povyshenie resursnoj nadezhnosti polipropilenovyh sharovyh kranov Отопление


Клапан VALTEC из полипропилена

Напорные трубы из полипропилена благодаря невысокой стоимости и относительной простоте монтажа нашли свое место в бытовых инженерных системах.

Помимо труб и фитингов, соединенных полифузной сваркой, использовались специальные полипропиленовые фитинги: шаровые краны, краны, фильтры, головки и обратные клапаны.

Шаровые краны из полипропилена — это наиболее часто используемый тип клапана в полипропиленовых трубопроводах. Их монтируют на каждом входе в квартиру, а также на ответвлениях и вертикальных трубах. Кроме того, в несколько иной конструкции такие клапаны устанавливаются на входе и выходе отопительных приборов, что позволяет их отключать в случае необходимости.

Сами шаровые краны — надежные и долговечные устройства. Огромное количество шаровых кранов из латуни и стали на протяжении десятилетий успешно используется в самых разных областях.

Однако в процессе эксплуатации полипропиленовых трубопроводных систем у полипропиленовых шаровых кранов были выявлены недостатки.

Самый частый дефект обычно связан с утечкой в ​​штоке клапана (

рис.1, 2

).


Рис. 1. Утечка из ствола. Тест в мыльной воде


Рис. 2. Негерметичный шаровой кран на штоке.

Оказалось, что у этой проблемы несколько причин. Первый связан с конструкцией и традиционными технологиями изготовления этих клапанов.

Латунный шаровой кран (

2

) типичного клапана из полипропилена (рис.

Рис. 3

) со стержнем (

4

) и седла из ПТФЭ (

3

) помещается в композитный пластиковый рукав (полипропилен или нейлон) (

5

), состоящий из двух половинок. На заводе шпиндель оснащен эластомерными уплотнительными кольцами (

6

) из NBR, EPDM или FPM. Кольцо сальниковой коробки прикрепляется к форме, и форма поступает в термопластавтомат. Здесь расплавленный полипропилен вводится в форму под высоким давлением для формирования корпуса клапана (

1

).

Именно в этот момент может произойти непредсказуемая деформация корпуса из-за высокой температуры и давления.

В процессе эксплуатации эти деформации могут усугубляться транспортируемыми средами. В результате зазоры между сепаратором и штоком увеличиваются и больше не могут быть компенсированы эластичностью сальникового кольца. Есть утечка.

Малейшие сбои в процессе формования корпуса клапана из полипропилена приводят к плачевным последствиям. Превышение температуры плавления может привести к полному плавлению корпуса, что сделает готовый продукт непригодным для использования. Если температура плавления ниже расчетной, герметичность соединения между корпусом и корпусом отсутствует, что приводит к общей потере герметичности клапана (рис.

Рис. 4

).


Рисунок 3. Конструкция обычного полипропиленового клапана.


Рис. 4. Распиловка поврежденного шарового крана с отслоившимся корпусом.

Другой причиной утечки в клапанах из полипропилена являются разные коэффициенты линейного расширения полимерных материалов и латуни.


Фото 5. Конструкция клапана VTp.743.

Установка обычного полипропиленового клапана в системе горячего водоснабжения или отопления приводит к следующим явлениям: пластмассовая клетка и корпус шарового крана увеличиваются в размерах больше, чем латунный шар и шток. Это приводит к зазорам между частями и, как следствие, к утечкам. Шаровой кран больше не представляет собой одно целое, а представляет собой просто набор отдельных, свободно подогнанных компонентов.

Еще одним существенным недостатком пластикового корпуса полипропиленового шарового крана является его гораздо меньшая прочность по сравнению с латунью, из которой изготовлен шток. В процессе открытия и закрытия клапана латунный шток, вращаясь в клетке, постепенно разрушается по мере деформации более мягкого и пластичного материала. Это связано с тем, что пользователь не только передает крутящий момент на шпиндель, но и определенный изгибающий момент при воздействии на рукоятку флажка клапана. Этот изгибающий момент тем больше, чем больше открывается клапан. Со временем между штоком и клеткой образуется зазор, который не может компенсировать гибкость эластомерных колец сальника. Как следствие, возникает утечка.

Выявив и проанализировав указанные недостатки, компания VALTEC внесла существенные изменения в конструкцию шаровых кранов из полипропилена.

В кран шаровой полипропиленовый ВТп.743 (

Рис. 5

) был включен в конструкцию клапана с уплотнительной корзиной (

7

) из латуни CW614N, в которой находится штифт (4).

4

) и уплотнительные кольца (

6

). Обойма больше не мнется во время формования и не теряет своей герметичности из-за силы и истирания оправки. В нижней части шпинделя находится стопорная лопасть, которая опирается на латунную клетку сальника. Это означает, что давление технологической среды, а также возможный гидроудар поглощаются не пластиком, как в случае с обычным клапаном, а латунью. Втулка, в которой находится шаровой кран (

2

) и стопорные кольца (

3

) изготовлен из полипропилена, армированного стекловолокном.

Вес волокна составляет 17% от общего веса материала оболочки. Шарик из армированного полипропилена имеет коэффициент линейного расширения 6,2 x 10-5 1 / ° C, что более чем вдвое меньше, чем у неармированного полипропилена (13 x 10-5 1 / ° C). Таким образом, корпус компенсирует неравномерность линейного расширения латуни и полипропилена и предотвращает зазоры в конструкции клапана, ведущие к потере герметичности. Это обеспечивает заявленный класс герметичности шарового крана (класс «A») как в системах отопления, так и в системах горячего водоснабжения. Эти же решения были применены при изготовлении радиаторных шаровых кранов ВТр.717 (прямой) и ВТр.718 (угловой) (

рис.6

).


Рисунок 6. Конструкция шарового крана VTr.717.

Единственное отличие шаровых кранов радиаторов VTp.743 — это дополнительное встроенное резьбовое соединение, которое соединяется с корпусом половинкой с накидной гайкой. Полутрубка используется для подключения полипропиленового клапана непосредственно к радиатору.

Чтобы еще больше приблизить характеристики и долговечность полипропиленовых шаровых кранов к их латунным аналогам, компания VALTEC разработала шаровой кран для тяжелых условий эксплуатации VTp.744 (

Рис. 7

), который представляет собой гибрид шаровых кранов из латуни и полипропилена, сочетающий в себе преимущества обоих материалов.


Фото 7. Конструкция клапана VTp.744.

В VTp.744 пластиковая клетка на вилке и шаре заменяется латунной клеткой, изготовленной из никелированной латуни горячего прессования CW.617N. Фактически, в результате получился латунный шаровой кран, заключенный в полипропиленовый корпус. Уплотнительные кольца из EPDM встроены в корпус для предотвращения утечки из-за разницы в коэффициентах линейного теплового расширения между латунью и пластиком. Узел сальника такого клапана в настоящее время ничем не отличается от узла сальника обычного латунного клапана, такого как серия VALTEC COMPACT. Он немного дороже обычных полипропиленовых клапанов, но обладает лучшими характеристиками, прочностью и долговечностью.

VTp.744 и VTp.743 внешне идентичны. Они различаются маркировкой на корпусе («744» и «743»).

Стендовые испытания в Лаборатории комплексных испытаний элементов инженерных систем (ЛАКИЕЛИС) подтвердили срок службы шаровых кранов из полипропилена, описанных в этой статье.

В частности, VTp.743, VTp.717 и VTp.718 выдерживали от 13000 до 15000 циклов открытия / закрытия в горячей (70 ° C) воде, а VTp.744 выдерживали 24000 циклов.

Благодаря этому пользователь может быть уверен в длительной и безотказной работе при использовании полипропиленовых шаровых кранов VALTEC.

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Всё об отоплении и строительстве
Добавить комментарий