Печи на жидком топливе на отработанном масле и схема сборки

Содержание

Печь на отработке (отработанном моторном масле) – тема активно обсуждаемая, но не новая. Даровое отопление своими руками в РФ и СНГ имеет довольно давнюю историю. Сейчас мы наблюдаем его второе рождение.

Как она родилась?

Никита Сергеевич Хрущев, как и весь СССР, весьма неоднозначен, и не только в геополитическом смысле. При нем простым гражданам возможно стало обзавестись личным авторанспортом, создавались гаражные кооперативы, вовсю раздавались дачные участки. Интенсивно механизировалось сельское хозяйство. И тогда же, в 60-е, пробились первые ростки экологического мышления.

Гаражи и дачные домики нужно было отапливать. Топливо (по-нынешнему – энергоносители) стоило копейки – в буквальном смысле, литр 66-го бензина 2 коп, а 76-го 7 коп. – но и копейки нужно было экономить, зарплаты были маленькие. А за слив отработки штрафовали, и много, до трети зарплаты за раз выходило. И уголь возить на дачу накладно было, а баллонный газ был вообще экзотикой. За самовольную порубку леса на дрова можно было и в тюрьму угодить вполне по-советски – без лишних разговоров и долгих разбирательств. В результате и появилась печь на отработанном масле.

Над принципом действия народным умельцам долго голову ломать не пришлось – самым обиходным варочным прибором на дачах и в частных домах был тогда керогаз. Испарившийся керосин в нем дожигался в специальной камере, в отличие от примуса или паяльной лампы, где горят уже сильно нагретые пары топлива. Поэтому керогаз был сравнительно безопасен в эксплуатации, а нарушение режима горения сигнализировало о себе вонью и копотью задолго до того, как развивалось в аварию. Печь на отработке работает по тому же принципу, нужно было только придумать, как до конца сжигать сильно загрязненное вязкое топливо простыми домашними способами.

печи на жидком топливе на отработанном масле и схема сборки

Керогаз «Ленинград» с внешней камерой

Вторыми прародителями масляной печки были газогенераторные установки, широко применявшиеся во время войны, когда высококачественное топливо шло на фронт. Взрослым людям 60-х они были хорошо знакомы, так что общая схема работы печки вырисовывалась ясно:

  • Первичный небольшой запас энергии химически ленивого топлива пустить на его же разложение до фракций полегче и поактивнее, как в газогенераторе.
  • То, что получится – сжечь в 2 или 3 стадии, как в керогазе.

Экодовески наших дней

Сегодняшние печи на отработке не повторяют конструкции тех дней, кроме буржуйки, о которой речь пойдет отдельно. И тому есть веские причины.

В 60-х сгорание до углекислого газа и водяных паров считалось абсолютно чистым и безопасным. В наши дни и то, и другое, увы, парниковые газы, действие которых уже вполне ощутимо на собственной шкуре в буквальном смысле. Дожечь еще глубже невозможно, но экономичность печи приобретает особо важное значение.

Не было тогда и синтетических моторных масел, и хитроумных присадок к ним. Они позволяют вдвое и более сократить литровый расход топлива ДВС по сравнению с тогдашним, но при неполном сгорании дают канцерогены, токсины, мутагены и бог весть что еще. А люди тогда были в целом здоровее и выносливее. Опять ничего не поделаешь – чуть более чем за полвека население Земли увеличилось в 2,5 раза и продолжает расти. Применительно к печке – дожигать нужно на 100% и никак не менее.

Наконец, тогдашнее машинное масло – натуральный нефтяной ректификат из насыщенных углеводородов – не могло развивать очень высокую температуру при горении. Поэтому очень вредные и опасные окислы азота в тогдашних печках образовывались разве что отдельными молекулами. А нынешняя простая печка на отработке может выбрасывать их в ощутимых для здоровья количествах. Так что на оксидах азота стоит остановиться подробнее.

Окислы азота

Все оксиды азота опасны для человека. В медицине для наркоза применяется самый легкий из них – закись азота, веселящий газ, но строго по дозировке под наблюдением анестезиолога. Чем больше азота соединяется с кислородом, тем опаснее результат. Окислительные баки боевых ракет заправляют тетраокисью азота N2O4 – достойной по едкости и ядовитости «сестрицей» горючего – гептила (несимметричного диметилгидразина), который она окисляет. Адская начинка современных машин массового уничтожения таится не только в боеголовках.

Как может окисел окислять? Дело в том, что оксиды азота – соединения эндотермические, на их образование нужно затратить энергию; азот с кислородом «не любят» друг друга, разность их электрохимических потенциалов и квантовые свойства электронных оболочек не позволяют им сильно связываться. При взаимодействии с соединениями, обладающими восстановительными свойствами (легко соединяющимися с кислородом, галогенами и их родственниками по таблице Менделеева) оксиды азота так же легко отдают кислород, что и есть окисление с выделением энергии, т.е. горение. Применительно к ракетам – тяжелое по молекулярной массе горючее с тяжелым окислителем дает большую массу выхлопа и сильную реактивную тягу.

Что касается печей, то здесь нужно знать следующее:

  1. При температуре от 900 градусов окислы азота образуются в заметных количествах.
  2. Если в газовоздушной смеси есть избыток кислорода, то при высокой температуре он «перехватывает» частицы топлива, и окислы азота уходят дальше по дымовому тракту.
  3. При примерно 600 градусах окислительная активность оксидов азота становится выше, чем у кислорода, и окислять еще не сгоревшие частицы топлива начинают они; в результате получается совершенно безвредный во всех смыслах азот, углекислый газ и пары воды.
  4. Если температура упала ниже 400 градусов, то окислы азота попадают во вторую «яму стабильности» своей фазовой диаграммы; тяжелую органику окислить они уже не могут (кислород – тоже) и уходят с дымовыми газами наружу.

Цена топлива

Масло из двигателя не каждый день сливают, а топить зимой нужно регулярно. Пожертвования доброхотов регулярными быть не могут. Если топливо для печи придется докупать, во что оно обойдется?

печи на жидком топливе на отработанном масле и схема сборки

Продажная цена отработанного масла по РФ колеблется от 5 до 14 руб./л. самовывозом, это еще около 5 руб./км на легковушке с прицепом. И купить совсем не просто: отработка считается опасным отходом, нужна лицензия на переработку. Причем оптовые скупщики продают неохотно и уж не ведерно-канистровыми нормами. Они перерабатывают масло в темное печное топливо. Рентабельность высока, и кто же отдаст ценное сырье задешево?

Но тут есть интересный ход. Свежее машинное масло предприятия частенько покупают в общем потоке ГСМ, т.к. строгий учет его закупок не обязателен. Отработку нужно учитывать, но кто тогда узнает, сколько ее вышло? Смысл пускаться в такие махинации есть – меньше хлопот с экологией, а доход от продажи отработки в масштабах производства мизерный. Поэтому предприятия нередко отдают отработанное машинное масло задаром или за копейки, лишь бы вывезли. То есть, умеешь договориться – топить будет чем.

Два принципа в одном принципе

Самодельная печь на отработке на вид может быть не намного сложнее кастрюли, но происходящие в ней процессы очень и очень непросты. Иначе полного сгорания с высоким КПД и безвредного выхлопа не добиться. Для полного их понимания и выбора подходящей конструкции для выполнения, или прототипа для собственной, необходимо сначала вспомнить о силе Кориолиса.

Сила Кориолиса

Кориолисова сила, как известно, возникает вследствие вращения Земли; это яркий пример того, как огромное и медленное проявляется в малом и быстро. Именно сила Кориолиса закручивает стекающую из ванны воду. Поскольку скорость тока воды в трубе много меньше звуковой в ней же (скорость потока дымовых газов в дымоходе – тоже), кориолисова закрутка – она возникает только в вертикальных участках трубы – передается обратно, и образование вихря зависит от длины вертикальной части отводной трубы.

печи на жидком топливе на отработанном масле и схема сборки

Убедиться в этом просто: берем обычную воронку, затыкаем лейку пальцем, наполняем водой и палец отпускаем. Вода вытекает ровно. Теперь надеваем на лейку кусок шланга от метра и более, оставляем его висящим вниз и делаем то же самое. Вода закрутилась.

Величина кориолисовой силы зависит еще от отношения плотности среды к ее вязкости, поэтому закрутить «по-кориолису» газ труднее. Кроме того, газы сжимаемы, поэтому проявляют себя еще число Рейнольдса и другие факторы. Высокая труба котельной может испускать ровный столб пара.

Но зачем закручивать дымовые газы? Без этого невозможно добиться качественного, полного и безопасного, сгорания топлива. Чтобы тепло от первоначального сгорания легких фракций пошло на расщепление тяжелых, которые потом дадут основную массу тепла, смесь нужно все время хорошенько перемешивать. Закручивать можно разными насадками, наддувом и т.п., но такие конструкции (мы их тоже рассмотрим) рядовому самодельщику сделать трудно. А вот силу Кориолиса использовать проще; далее увидим, как.

Вывод по силе Кориолиса: при повторении конструкций печей нужно точно выдерживать указанные размеры и пропорции. От несоблюдения – чад, прожорливость, отрава.

Главный принцип

Масляная печь – отопительный прибор на тяжелом, плохо горящем и сильно загрязненном топливе сложного состава. Чтобы оно сгорело полностью, его тяжелые компоненты нужно расщепить на более легкие; окислить все, что есть в масле, кислороду не по зубам. Дожечь полностью то, что уже расщепилось – задача попроще.

Процесс расщепления называется пиролизом, или пламенным расщеплением. В конечном итоге для пиролиза используется теплота сгорания самого топлива; это процесс самоподдерживающийся и саморегулирующийся, и это очень хорошо. Но для начала пиролиза топливо нужно испарить, а пары нагреть но некой стартовой температуры (300-400 градусов), после которой пиролиз пойдет по нарастающей, и сгорит все. Добиться этого в домашних условиях можно двумя способами.

Принцип первый

Схема работы пиролизной печи

По первому способу масло в резервуаре просто поджигают. Оно разогревается и начинает испаряться, а дальше все происходит в простой вертикальной трубе с расширениями и, возможно, с изгибами. Принципиальная схема устройства такой печи показана на рисунке.

Воздух в резервуар с горящим маслом поступает через его горловину с дроссельной заслонкой; с ее помощью регулируют силу горения, т.е. тепловую мощность печи, не нарушая режима сгорания. Чтобы это было возможно, газовоздушная смесь должна непрерывно, по ходу трубы, перемешиваться. Тут и приходит на помощь сила Кориолиса, при правильно выбранных сообразно свойствам топлива, длине вертикального дымохода и его диаметре.

Также в камеру сгорания, в которую переходит резервуар, необходим практически свободный приток воздуха – печь нормально работает при избытке кислорода. Поэтому камера сгорания дырчатая. Колпак к камере дожигания (расширение над камерой сгорания) не обязательно должен быть колпаком, как на схеме. Это может быть и неполная перегородка при разносе выхода камеры сгорания с дымоходом по горизонтали. Но разделить зону кислородного дожигания и окисно-азотного, и организовать соответствующий скачок температур между ними, совершенно необходимо, иначе еще слишком горячий кислород отнимет «пищу» у окислов азота, а те тем временем остынут до ямы на фазовой диаграмме и уйдут в трубу во всей своей вредоносности.

печи на жидком топливе на отработанном масле и схема сборки

Сборочный чертеж (слева) и внешний вид (справа) пиролизной печи

Чертежи печи на отработке такого типа приведены на большом рис. ниже, ее внешний вид и сборочный чертеж – на рис. выше. Это хорошо известная самодельщикам и отлично себя зарекомендовавшая конструкция. Разжигают ее небольшим факелом через полностью открытое дроссельное отверстие. Высота дымохода (прямого!) – не менее 4 м.

печи на жидком топливе на отработанном масле и схема сборки

Чертежи пиролизной печи

Мини

печи на жидком топливе на отработанном масле и схема сборки

Схема мини-печи на отработке

Здесь на рисунке – также весьма популярная среди самодельщиков мини-печь на отработке и нефтешламе. Толщина материала, обычной конструкционной стали, от 4 мм. Печь весит около 10 кг против 27-30 у предыдущей, а ее размеры в плане определяются таковыми резервуара. Автор конструкции для него рекомендует донышко и верхушку стандартного газового баллона. Вполне разумно, буде таковой имеется в наличии – очень прочно, и всего один сварной шов. Но для резервуара подойдет и любая другая емкость указанных размеров плюс/минус 20 мм.

Эта печка имеет ряд особенностей:

  • Зона перемешивания топливовоздушной смеси – нижняя воронка камеры сгорания. Вследствие ее расширения смесь здесь задерживается и месится долго.
  • Длина вертикальной части дымохода ограничена примерно 3,5 м. Иначе тяга высосет смесь наружу, прежде чем та успеет сгореть.
  • Зона дожигания не разделена и представляет собой верхнюю воронку камеры сгорания. Перед сужением в дымоход дымовые газы снова задерживаются и хорошо догорают, но опять же – при умеренной тяге.

Вследствие этого тепловая мощность печи ограничена 5-6 кВт; «раскочегаривать» эту печь сверх меры просто опасно. Но зато и расход топлива – около 0,5 л/ч, и печь сравнительно легко чистится. Конструкция разборная, стыки камеры сгорания с резервуаром и дымоходом стягиваются хомутами. В разобранном виде эту печь можно возить с собой в багажнике – на дачу, в охотничий домик и т.п.

Дозаправка

Допустим, вам не лень соорудить пристройку для печи и подавать от нее в дом горячую воду. Первая задача, которую нужно решить – подкормка печи хотя бы на ночь. Увеличивать резервуар нельзя: масло не прогреется и печка не разгорится как надо. Но решение давно известно: непрерывная дозаправка по принципу сообщающихся сосудов.

печи на жидком топливе на отработанном масле и схема сборки

Схема питания топливом пиролизной печи

Требования к такой подпитке ясны из рисунка; дроссель на резервуаре условно не показан, но, разумеется, все равно необходим. Из его функций остается только регулировка горения, и это большой плюс по пожарной безопасности. Иначе ведь пришлось бы лить горючую жидкость в огонь или раскаленный сосуд, или ждать, пока печь остынет. Вставлять в топливопровод фитиль, как в паяльной лампе, бесполезно: на отработке сразу засорится.

Наддув

А как насчет печи на отработке с наддувом? Известно ведь, что он увеличивает КПД и тепловую мощность печей. Да, но в печку на саможоге наддув просто так не встроишь. Дуть в топку, т.е. резервуар, бесполезно – мы только разбалансируем саморегулирующуюся систему горения. Печь быстро разгорится, а потом, когда легкие фракции топлива выгорят, погаснет: поток воздуха отберет тепло, необходимое для испарения тяжелых. Параметры масляной печи на саможоге поддувом в топку, увы, не улучшишь.

Но поддув (точнее, выдув) можно использовать для другой цели. Искусственно усилив тягу, можно сделать дымоход с изломами: от дымника (горловины камеры сгорания) – длинная, во всю стену, горизонтальная труба, а уж потом вертикальный дымоход. Это улучшит отопление помещения с минимальными дополнительными затратами, не нарушая режима горения в печи.

Для усиления тяги можно использовать два способа наддува в дымоход: инжекционный (поз. А на рис.) и эжекторный, поз. Б. Первый очень прост и совершенно безопасен: при прекращении наддува кое-какая тяга сохраняется. Печь будет просто хуже греть и потреблять больше топлива. Но нужен источник сжатого воздуха. И тонкая (1-3 мм просвет) трубка, дюритовый шланг и регулировочный вентиль.

Усиление тяги в дымоходе поддувом

Для эжекторного наддува достаточно любого маломощного вентилятора: компьютерного на 12 В 120-150 мм диаметром, кухонного вытяжного, промышленного ВН-2 или ему подобного. Требуемая производительность – не менее 1500 л/ч, а диаметр входной горловины эжектора – на 20-50% больше диаметра дымохода.

Однако, если эжекторный поддув прекратится, дымовые газы пойдут в помещение, поэтому между вентилятором и эжектором необходим клапан-хлопушка со слабой возвратной (захлопывающей) пружиной. Учитывая еще, что сопряжение дымохода с эжектором выглядит просто только на схеме (как и вся техника вообще), конструкция выходит довольно сложной.

Видео: печь на отработке с наддувом и дозаправкой

Воздушное отопление

Масляная печь – компактный (сосредоточенный) источник тепла, и прогрев помещения от нее будет неравномерным, особенно если оно не утепленное и с тонкими стенами. Можно встретить рекомендации превратить первую из описанных печей в более эффективный воздушный обогреватель, наварив на камеру дожигания (набалдашник) металлические ребра. Но дожигатель от этого остынет более допустимого, и режим работы печи нарушится.

А теперь вспомним: любой жадина собирает больше, чем ему нужно. И у печи на масле есть запас устойчивости режима, выражающийся во вполне конкретных киловаттах тепла. Точнее – 15-20% от тепловой мощности, т.е. отобрать можно до 2-3 кВт. Только брать нужно осторожно и понемногу равномерно отовсюду, чтобы жадина не спохватился.

Простейший способ для этого – обычный комнатный вентилятор, напольный или настольный, обдувающий печь с расстояния 1,5-2 м. Вся печка от него немного остынет, но температурного скачка по ходу газов, способного сбить режим, не образуется. А поток теплого воздуха быстро и равномерно прогреет помещение. Для гаража – оптимальный вариант.

Отбор тепла для ГВС от пиролизной печи

Мини-водогрейка

Теперь посмотрим, как организовать ГВС или водяное отопление от печи на саможоге. Громоздить на дожигатель водяной бак – значит опять же, сбить режим горения. Поэтому теперь тепло возьмем там, где самой печи оно уже не нужно. Как это сделать – показано на рисунке справа. Для первой из описанных печей поглотитель тепла нужно будет встроить в конструкцию при ее сборке, иначе дожигатель помешает.

Вместо змеевика можно сварить водяную рубашку, тогда не нужен теплоотражающий экран из оцинковки, жести или алюминия. Но в любом случае между поглотителем тепла и внешней стенкой камеры сгорания должен быть зазор не менее 50-70 мм для свободного доступа воздуха, и не менее 120-150 мм внизу, если есть желание сделать рубашку повыше. Но смысла особого в этом нет, примерно 75% теплового излучения исходит от верхней трети камеры сгорания и прилежащей области дожигателя.

Всего же такой отопитель способен отдать до трети своей тепловой мощности, с принудительной циркуляцией теплоносителя. Вполне достаточно для обогрева небольшого жилого дома. Для дачи хватит и 20%, тогда циркуляцию в системе можно оставить термосифонной.

Примечание: расширительный бак в обоих случаях нужен низкий и широкий, не менее 50 л, и обязательно атмосферный, не мембранный, и с аварийным сливом на случай вскипания. Альтернатива сложна: автоматика, регулирующая дроссель по температуре воды в системе. Второй альтернативный вариант не проще, но еще дороже – заправка системы высококипящим антифризом. Нужна тщательная герметизация стыков о особый дренаж в расширительном баке, что обойдется не дешевле автоматики.

Недостатки саможога

У всех печей на саможоге есть и серьезные недостатки. Во-первых, это приборы с отрытым пламенем и доступными для прикосновения раскаленными частями – зона сгорания «на полном газу» раскаляется докрасна. Поэтому ставить их в жилых помещениях недопустимо, а использование как отопительных приборов – 100% не страховой случай. Нужно ставить в отдельной несгораемой пристройке и устроить отбор и отвод тепла, хотя бы как описано выше.

Во-вторых, рассчитывать получить тепловую мощность более 15 кВт увеличением размеров нет смысла. Нужной для этого интенсивности испарения масла саможогом не добиться; пойдет только чад и сажа.

В-третьих, погасить разгоревшуюся печь можно разве что углекислотным огнетушителем. Порошковым – ни упаси боже, попав на раскаленный металл, порошок тут же взорвется! При полностью зарытом дросселе через отверстия в камере сгорания пройдет достаточно воздуха, чтобы пламя теплилось, как свечка в стакане. Устраивать вьюшку в любом месте бесполезно – мгновенно чад и угар. Если уж раскочегарилась, то горючее должно выгореть полностью.

Примечание: вьюшка между резервуаром и камерой сгорания особо опасна. Пары масла – плотные; давление их высоко, а кипение мгновенно не прекратится. Горящее масло может выплеснуться наружу, а если еще и дроссель закрыт, то печь может и взорваться.

В-четвертых, отбор тепла для отопления или ГВС хотя и возможен, но затруднен. Чрезмерное остывание внешних поверхностей нарушает температурный режим внутри печи, что приводит в лучшем случае к ухудшению КПД и осаждению сажи. Печь на масле – печка-жадина. Просто так она свой тепловой капитал не отдаст.

В-пятых, при заправке сильно обводненным топливом возможно бурное мгновенное вскипание сразу во всем объеме резервуара. Попросту говоря – взрыв печки.

Наконец, хотя печка и экономична (не более 1,5 л/час масла), самые тяжелые фракции топлива испариться не могут и оседают в шлам в резервуаре. 5-6 топок, и нужно выгребать, а это непросто. Резервуар – обязательно цельный сварной. Разборный любой мыслимой самодельщику конструкции не удержит в себе кипящее полыхающее масло. Последствия – очевидны.

Принцип второй

Возможно ли сделать печь на отработанном масле, свободную от указанных недостатков? Такую, чтобы ее можно было поставить в кухне, и пусть себе греет? Да, возможно, но потрудиться придется посерьезнее, и применить все свое мастерство.

Если приглядеться повнимательнее, то ясно видно, что источник всех опасностей печей на саможоге – резервуар с горящим маслом. Чтобы избавиться от него, нужно испарять и распылять топливо каким-то иным способом. Зоны пиролиза, сгорания и дожигания лучше всего совместить в факеле пламени, чтобы отбор тепла от дымовых газов не нарушал работы печи. И весьма желательно, чтобы печь могла работать на обводненном горючем. Говоря технически, нужна горелка.

Горелки для отработки

В промышленных условиях практически любое топливо сжигают дочиста в форсунках, верхняя поз на рис. Чтобы полное сгорание происходило в факеле, используют двух- и трехступенчатое образование топливовоздушной смеси: сжатый воздух тянет за собой атмосферный, а диафрагма разделяет и завихряет воздушный поток. В форсунке сгорает все, вплоть до льяльных вод судов.

Форсунки для тяжелого топлива и отработки

Примечание: льяльные воды – собирающийся на самом исподе трюма коктейль из протечек забортной воды, топлива, бытовых стоков, груза. Собирается в льяльную магистраль. Канализационный коллектор в большом городе по сравнению с льяльной водой – пляж на Канарах.

Для нормальной работы форсунки необходима не только высокая точность изготовления и специальные материалы. Нужен еще целый небольшой цех подготовки топлива: гомогенизатор содержимого топливных танков, его диспергатор в трубопроводах, насосы, фильтры, система подогрева топлива и управляющая всем этим автоматика.

Но для отработки и этого оказывается недостаточно. Виной тому – все те же тяжелые битуминозные составляющие. Форсунку для отработки приходится дополнять жаровым кожухом и камерой дожигания с теплоизоляцией, нижняя поз на рис.

И тем не менее, горелка на отработке, доступная для самостоятельного изготовления, существует. И даже в нескольких ипостасях.

Пламенная чаша

Принцип работы прост – топливо капает в раскаленную чашу, взрывообразно испаряется, вспыхивает и сгорает (поз. А на рис). Сюда же поступает, с наддувом от маломощного вентилятора, атмосферный воздух; при использовании центробежного вентилятора-улитки его необходимо закрутить, для чего в устье воздуховода может быть установлена неподвижная крыльчатка.

Горелки для отработки

Для первоначального разогрева чаши необходим розжиг горелки, поэтому в промышленных условиях пламенная чаша используется редко, но самодельщики с успехом ее применяют. Конструкция обеспечивает почти полное сгорание в непосредственной близости от чаши, поэтому котел на отработке с пламенной чашей получается самым непринужденным образом, что также отмечено на рис. 3/4 оборота отходящих газов указано для наглядности. На самом деле нужно, чтобы газовая смесь прокрутилась внутри побдольше, тогда и КПД будет выше. Но при слишком сильной закрутке сгорание получается неполным. Конструирование пламенной чаши с нуля требует очень серьезных знаний и опыта.

Пиролиз в пламенной чаше происходит своеобразно: разложение тяжелых фракций обеспечивается не только высокой температурой, но и сложными физико-химическими процессами во взрывающейся капле, существенно отличными от таковых в большом массиве вещества. Собственно, это уже не совсем пиролиз, и чаша в раскаленном состоянии поддерживается не только горением, но и освобождающейся при распаде молекул энергией.

При использовании в качестве топлива отработанного масла все-таки требуется и дожигание вне чаши, для чего в воздуховоде делают отверстия и прорези. Получается нечто вроде камеры сгорания простых печей на отработке, вывернутой наизнанку. Чертеж печи такого типа мощностью около 15 кВт при расходе топлива 1-1,5 л/час, в зависимости от его качества, приведен ниже.

Чертеж печи на отработке с пламенной чашей

Поз. Б на рис. выше – маломощная (до 5 кВт) чаша с пористым огнестойким наполнителем 2. Ее ставят прямо на колосники 1 любой печки, хоть буржуйки. Подача топлива регулируется вентилем 3, а воздух поступает через штатное поддувало 4. Об этой конструкции мы далее поговорим подробнее.

На поз. В высокоэффективное, но сложное в исполнении устройство для полного сжигания любых видов жидкого топлива – горелка Бабингтона, или горелка ББ, или просто горелка Б. Ее основа – полая раскаленная металлическая сфера 1 с отверстиями диаметром 0,2-0,5 мм. По трубке 2 в сферу вдувается воздух, а из топливопровода 6 на нее капает топливо. Выходящий из отверстий воздух распыляет его, и оно сгорает. Не сгоревшие остатки собираются в сборник 3, и шестеренчатым топливным насосом 4 через перепускной вентиль 5 подаются опять в топливопровод.

Примечание: для отработки насос нужен именно шестеренчатый. Другой скоро выйдет из строя от загрязнений.

У горелки Бабингтона не одна изюминка, как принято считать, а две. Во-первых, так как воздух выдувается из отверстий, горелка ББ устойчиво работает на самом загрязненном горючем. Во-вторых, топливо за счет поверхностного натяжения обволакивает сферу тонкой пленкой, а физхимия в пленках совсем иная, чем в агрегатах вещества. Есть отдельные науки – физика и химия тонких пленок. Науки сложные, но суть проста: горелка ББ – совершенно бездымная, и ее экологическая чистота практически не зависит ни от состава топлива, ни от режима горения. Поэтому горелку ББ можно безо всякого встраивать в любую печь. Для розжига используют небольшую порцию печного топлива в кольцевом поддончике под сферой.

Примечание: сборник топлива прямо под горелкой показан условно. В действительности ради пожарной безопасности капли недожога падают в воронку и по узкой трубочке стекают в сборник. Пока дотекут, погаснут.

О водяных печах

Водяная печь – это совсем не печь с водогрейным контуром. Это печь на тяжелом топливе с форсункой, в факел пламени которой падают капли воды. Мгновенно испаряясь от жара, они разбрызгивают горючее, которое и сгорает.

Люди старшего поколения помнят битумные котлы с водяными форсунками, которые возили с собой дорожники и строители. Топливом служил тот же битум, куски которого клали в плавильную камеру. Ныне водяные печи почти вышли из употребления, а в некоторых странах и запрещены по экологическим соображения. Выхлоп они дают прозрачный, но очень вредный. Причина – образование в пламени свободного водорода, сильного восстановителя. Он связывается с атмосферным азотом, и вместе они активно реагируют с насыщенными углеводородами топлива, давая вредную органику.

Из истории попутно. Впрыск воды (позже – водо-метаноловой смеси) изобрели в БМВ, тогда выпускавшей авиамоторы для люфтваффе, в 1937 г, для кратковременного повышения мощности двигателя. Поначалу новшество оставалось втуне – дорогущий движок в таком режиме вырабатывал ресурс за 20 мин. Но в 1944 г. Bf-109G3 с впрыском воды появились на Восточном фронте. Вопреки распространенному убеждению, боевых качеств «Мессеров» кратковременный «взвизг» с 1900 до 2300 л.с. не улучшал – маневренность машины «на визге» терялась полностью, и лететь можно было только по прямой. Но со скроростью 710 км/ч. Дело в том, что опытные немецкие пилоты на востоке к тому времени были почти выбиты, а удрать от Як-3, Ла 5/7 или «Аэрокобры» без «визга» было невозможно.

На западном фронте «Мессеров» было мало, их берегли для востока. Основу парка составляли тяжелые, но высотные FW-190. Если же «Мессеры» попадали за запад, то «визг» уже частях снимали ради облегчения: маневренных «собачьих свалок» над окопами здесь было меньше, а «Спитфайр» MkVIII и «Мустанг» P-51D (оба – с английским мотором «Роллс-Ройс Гриффон XII» в 2200 л.с. штатных) справлялись и с реактивными Me-262.

История одной буржуйки

У родителей автора была дача с буржуйкой, и на него («Ты уже большой, из лесу не вылазишь) была возложена заготовка топлива. Поскольку дачное товарищество раскинулось на площади около 400 га, при участках от 6 до 20 соток, окрестности были вечно обобраны не то что до щепки – до сухой травинки, и частенько на обед приходилось жевать сухомятину, сдобренную родительскими попреками.

И тут пацану попалась книга Реймонда Пристли «Антарктическая одиссея». История невероятная – 6 человек, северная партия экспедиции Роберта Скотта, оказались заброшены в Антарктике в преддверии зимы. Без теплой одежды, без надежного убежища, почти без продовольствия и топлива.

От холода и бешеных антарктических ветров – близзардов – спаслись, вырыв пещеру в снегу. Матросскими ножами и ледорубами удалось забить тюленей достаточно, чтобы не умереть от голода до весны. Но в пещере нужно было поддерживать температуру чуть ниже нуля, при –60 и ниже снаружи, иначе не выжить, даже лежа все время в спальниках. А жирники на ворвани более коптили, чем грели и светили.

И тут один из членов партии, простой матрос Гарри Дикасон, сделал изобретение, спасшее всех. В поддон из жестяной сухарной банки он налил ворвань, набросал туда же обломков тюленьих костей, и поджег. Расплавленный тюлений жир, проходя сквозь поры горячей кости, испарялся и сгорал сильным ярким пламенем почти без дыма. Полярники теперь могли не только не бояться замерзнуть, но и готовить горячее. И даже жарили по праздникам пингвинятину.

К весне они походили на головешки с колтунами на голове и еле держались на ногах. Но все-таки все шестеро смогли преодолеть несколько сот километров по льдам и вернулись на базу, где их давно уже считали погибшими.

Вернувшись, эти люди, всю дальнейшую жизнь оказывавшиеся признавать себя героями, узнали, что отлично снаряженная главная партия во главе с самим капитаном Скоттом, дошла до Южного полюса после Амундсена, а на обратном пути вся погибла.

Идея родилась сразу – перевести печку на нефтешлам. На нефтебазе его давали сколько хочешь даром. А эксперименты проводились на отработке от соседей-автомобилистов.

Для чаши дачный сторож пожертвовал плошку из нержавейки. Его верный соратник волкодав Прокурор признавал только фаянсовую тарелку. Тюленьи кости заменил битый кирпич; для капельницы нашлась медная трубка и кусок резиновой. На топливный бак пошел негодный умывальный бачок с ввернутым внизу вместо штока обычным водопроводным краном. Это была самая затратная и хлопотная часть работы: отверстие с трубной резьбой обошлось в советский халтурный стандарт – пузырь. Да еще выжига-слесарь ни в какую не соглашался на «Московскую особую» по 2.87, а требовал непременно «Столичную» за 4.12. Не считая объяснений родителям, для чего 13-летнему мальчишке понадобилась бутылка водки.

Разжигалась буржуйка на отработке просто – в чашу подпускалось масло, пока не показывалось над кирпичом. Тогда в топку совалась смятая газета. Через минуту-другую она видимо промасливалась, тогда поджигалась. Еще через 3-4 мин. пламя резко усиливалось и светлело, как в керосиновой лампе; это был знак, что пора пускать капель. 5-литрового умывальника отработки весной и осенью хватало на день обогрева и готовки. Через 3-4 топки приходилось выбивать из чаши спекшуюся со шламом в монолит кирпичную крошку, но выхлоп был чистый, хоть нюхай.

Печка исправно проработала 4 года, пока родители не собрались переезжать в другой город, и также в полной исправности была передана новому владельцу. Что с ней сталось дальше – неизвестно.

Готовые печи

Отработанное масло – дешевый и доступный вид топлива. И получаемое из нее печное тоже не кусается по цене. Печка же на отработке – очень экономичный и фактически универсальный отопительный прибор. А мастерить, и довольно ответственные конструкции, не все умеют. Не выпускаются ли такие печи серийно? И если да, то сколько стоит заводская печь на отработке?

Выпускаются, и пользуются постоянным спросом. Мировые лидеры производства – Турция и Италия. Цены, учитывая востребованность продукции, не маленькие: печка лишь немного попригляднее первой из описанных, стоит около $1000, а работающие по принципу: «Заправил, кнопку нажал и забыл», с водогрейным контуром – от $8000.

В продаже есть и отечественные бытовые печи на тяжелых нефтепродуктах и нефтяном шламе – КЧМ, Индигирка, Тунгуска и другие. Но наибольшим спросом пользуется газогенераторный водогрейный котел «ГеККОН» конструкции Курлыкова, он выпускается серийно, и отработанное машинное масло входит в список рекомендованных изготовителем топлив.

Схема котла ГеККОН

Устройство котла «ГеККОН» показано на рисунке; позиции следующие:

  1. Крышка с взрывным клапаном;
  2. Газоход;
  3. Теплоизоляция;
  4. Камера дожигания;
  5. Теплоноситель;
  6. Декоративная панель;
  7. Нагнетатель воздуха;
  8. Воздушный ресивер;
  9. Топливопровод;
  10. Регулируемые ножки;
  11. Испаритель;
  12. Шлакосборник;
  13. Зольник;
  14. Завихритель газовоздушного потока;
  15. Камера пиролиза;
  16. Жаровый корпус.

Котел Курлыкова работает по принципу пламенной чаши с дожиганием в трубчатой камере. Автоматика розжига не предусмотрена, но зато высота дымохода не регламентируется, и в «ГеККОН’е» действительно полностью сгорает самый распоследний «отстой». Выпускаются «ГеККОН’ы» на мощность от 15 до 100 кВт; цена производителя, соответственно, от 44 000 до 116 000 руб.

Примечание: котел Курлыкова запатентован. Самостоятельное его изготовление на продажу будет нарушением авторского права.

В заключение

Жечь отработку – вообще говоря, паллиатив. Мало ли что там в этом масле накопилось за время эксплуатации. Но в целом по экологии сжигание отработанных моторных масел пока предпочтительнее их переработки, поэтому в развитых странах на сжигание идет от 4% до 12% отработки; в России – 5% учтенных.

Печь на отработке имеет смысл завести еще и потому, что технология получения из той же отработки и нефтешлама печного топлива совершенствуется и цена его медленно, но верно падает. А если печь ест отработку, то и скормить ей топливо получше можно без проблем.

Развитие же автономного отопления – серьезное направление в мировой экологической политике. В тепломагистралях теряется до 30% тепла, и общий КПД теплоцентралей редко превышает 60%, а печь дает до 80%. Это не говоря об экономии на трубах и землеройной технике, а металлургия – не из чистых отраслей производства.

Видео: пример готовой самодельной печи на отработке с пояснениями

Желание сократить стоимость отопления жилых или подсобных помещений вынуждает их владельцев искать наименее затратные варианты. При этом каждый рачительный хозяин стремится использовать самое доступное и дешёвое топливо, добиваясь максимальной теплоотдачи при его сжигании. Именно поэтому ухудшение ситуации на рынке энергоресурсов привело к появлению многих интересных и производительных отопительных приборов, доступных для повторения в домашних условиях. Одной из таких установок является печь, использующая жидкое топливо. Главное её достоинство заключается в том, что для отопления не придётся использовать дорогостоящее дизельное горючее — самодельный агрегат отлично работает на использованном моторном масле, которое можно за копейки купить в ближайшем автосервисе. Всплеск интереса к самодельным конструкциям печей обычно возрастает с наступлением холодов. Мы же рекомендуем не дожидаться морозов и заняться изготовлением печи своими руками, работающей на отработке, прямо сейчас.

Особенности устройства и использования печей на жидком топливе. Достоинства и недостатки агрегатов

Печь на отработке представляет собой компактный и простой в изготовлении отопительный прибор

Слитое моторное масло представляет собой многокомпонентное вещество, загрязнённое продуктами сгорания автомобильного топлива. Надо сказать, что отработка горит очень плохо, а вот летучие компоненты, которые выделяются при её нагревании, воспламеняются легко и во время окисления кислородом воздуха выделяют тепло в большом количестве. Надо сказать, что особенности сжигания использованных машинных масел в большинстве случаев и предопределяют существующие виды отопительных агрегатов:

  • печи с капельной подачей жидкого топлива;
  • модели, использующие наддув и распыление горючего;
  • двухкамерные агрегаты пиролизного типа.

Кроме того, различают печи с воздушными и водяными теплообменниками, что позволяет устанавливать оборудование этого типа как в технических, так и в жилых помещениях. Сфера применения буржуек, использующих в качестве топлива отработанное машинное или автомобильное масло, чрезвычайно широка:

  • мастерские и гаражи;
  • теплицы;
  • овощехранилища;
  • производственные помещения и склады;
  • хозяйственные постройки;
  • жилые здания (при условии размещения отопительного оборудования в пристройке).

Наличие бесплатного топлива предопределяет популярность печей на отработанном моторном масле у владельцев автомастерских и станций техобслуживания

Разумеется, монтаж подобных печей целесообразнее всего выполнять в автосервисах и на предприятиях с собственным автопарком, что позволит не только утилизировать небезопасную горючую жидкость, но и сэкономить на отоплении.

Котлы и печи с капельной подачей горючего масла

Модели с открытым сжиганием и капельной подачей представляют собой наиболее простые и доступные для изготовления в домашних условиях конструкции. Кроме того, такой способ доставки жидкого топлива в рабочую зону даёт возможность перевести на отработку любую твердотопливную печь или котёл.

Конструктивно установка с капельной подачей состоит из ёмкости для масла, шланга для транспортировки горючего, запирающе-регулирующей арматуры, испарителя и сопла. Работает такая печь просто. Перед розжигом открывают подачу масла, которое самотёком поступает из бачка и капает на поверхность испарителя. Топливо поджигают при помощи ветоши, смоченной в керосине или соляре. Выход на рабочий режим происходит только после того, как рабочая чаша прогреется до 350–400 °С. В этом случае поступающая жидкость мгновенно переходит в газовую фазу и сгорает с высокой температурой. Чтобы увеличить производительность печей, их оборудуют канальными вентиляторами. Обеспечить полноту сгорания отработки удаётся за счёт дожига продуктов сгорания в высокотемпературной зоне с дополнительной подачей воздуха.

Схема работы печей с капельной подачей жидкого топлива

К преимуществам открытого способа сжигания относится простота конструкции и возможность адаптации под уже установленное отопительное оборудование. Что касается недостатков, то они достаточно весомы:

  • низкий КПД установок;
  • затруднение с использованием в условиях низких температур, связанное с ухудшением текучести топлива;
  • высокое содержание вредных веществ в дымовых газах;
  • сложность в настройке точной подачи топлива;
  • быстрое образование нагара на дымоходе.

Несмотря на минусы, отдельные конструкции печей с капельной подачей пользуются устойчивой популярностью у домашних умельцев, особенно если речь идёт о переделке твердотопливных котлов на работу с жидким топливом. Одну из таких установок, которую называют печью с пламенной чашей, вы можете видеть на схеме.

Обогревающие агрегаты с горелками

Применение форсунок для сжигания машинного масла даёт возможность поднять КПД агрегатов, а соответственно и их тепловую мощность. Принцип действия приборов заимствован у паяльных ламп и керогазов, которые широко использовались в 50–70 годах прошлого века для приготовления пищи. Он заключается в разогревании жидкого топлива до температуры испарения и его сжигания в отдельной камере с принудительной или атмосферной подачей воздуха. При этом для нагрева следующей порции горючего используется часть тепла, выделяемого при горении масла, дизтоплива или керосина.

Поскольку отработка из автосервиса чаще всего достаётся в виде смеси масел с различной вязкостью, то перед подачей к форсунке её следует подогреть и отфильтровать. Схемы заводской и самодельной конструкций с использованием обоих видов подачи воздуха представлены ниже.

Схема горелки, пригодной для изготовления своими руками

Интересной конструкцией обладает горелка Бабингтона, не требующая предварительной подготовки масла. В ней отработка тонким слоем стекает по округлой чаше. По центру сферы выполнено точечное отверстие, к которому под давлением подаётся воздух. Принцип действия заключается в том, что воздушный поток захватывает с поверхности мельчайшие частицы масла. Дисперсия, которая образовывается на выходе, легко воспламеняется и горит с температурой более 1000 °С.

Принцип действия горелки Бабингтона

Отметим, что в наиболее совершенных горелках предусмотрено многоступенчатое сжигание топлива, которое включает фазы распада, сгорания и дожига продуктов химических реакций непосредственно в факеле.

К преимуществам печей с горелками относятся:

  • КПД более 90%, недостижимый для других агрегатов на отработке;
  • высокотемпературное пламя позволяет повысить мощность отопительных установок;
  • сжигание отработки при 1000 °С и больше даёт возможность получить выхлоп с минимальным содержанием вредных примесей;
  • универсальность — горелку можно установить на отопительный агрегат любого типа.

В минусы распыляющих устройств можно записать:

  • усложнённую конструкцию;
  • необходимость в использовании нагнетательного оборудования;
  • высокие требования к чистоте топлива, которые вынуждают предварительно фильтровать слитое моторное масло;
  • потребность в устройстве подогрева жидкого топлива.

Заметим, что большинство отмеченных недостатков касаются наиболее высокотехнологичных горелок. К простым самодельным устройствам предъявляются более низкие требования, однако, при этом проявляются другие недостатки — появление запаха несгоревшего топлива, его разбрызгивание во время розжига, снижение производительности и т . д.

Отопительные приборы с несколькими камерами

В двухобъёмных конструкциях процессы испарения и сжигания отработки происходят в разных камерах. Благодаря этому удаётся достичь высокой температуры и полноты сгорания горючего. Кроме того, характерной особенностью печей этого типа является очень чистый выхлоп — в дымовых газах практически отсутствуют вредные химические соединения.

Конструктивно агрегат состоит из двух вертикально установленных ёмкостей, соединённых между собой при помощи перфорированной трубы увеличенного диаметра (инжектора). Нижняя камера оборудована отверстием для заливки масла. Благодаря установленной заслонке поворотного типа этот проём служит ещё и дозатором поступающего в камеру сгорания первичного воздуха.

Двухобъёмный отопительный прибор состоит всего из нескольких деталей

Несмотря на простую конструкцию, эффективность сжигания отработанного масла находится на уровне лучших образцов промышленного изготовления. Поскольку это заложено самим принципом действия печи, рассмотрим особенности её работы более подробно.

Залитое в нижнюю камеру масло поджигается при помощи промасленной тряпки. После того, как загорится поверхностный слой отработки, приток воздуха уменьшают, получая устойчивое горение. Испаряющиеся с поверхности летучие углеводороды сгорают в вертикальной камере с высокой температурой, что обусловлено притоком воздуха через перфорацию инжектора. Скорость горения в верхней камере снижают принудительным способом, что необходимо для более полного окисления продуктов реакции азотными соединениями. В этой зоне происходит так называемый дожиг выделяющихся газов, благодаря которому они распадаются на безопасные соединения. Врезанный в верхний модуль дымоход обеспечивает необходимую тягу и отводит остаточные газы наружу.

Поскольку теплообменником двухобъёмной печи является верхняя камера, её нередко оборудуют кожухом для принудительной конвекции или рубашкой для подачи жидкого теплоносителя.

Надо сказать, что определяясь с конструкцией для изготовления печки в гараж, мастерскую или теплицу, чаще всего останавливаются на двухобъёмном агрегате. Он имеет достоинства всех печей, описанных выше, и практически лишён недостатков, особенно если речь идёт об использовании отопительного прибора в нежилых помещениях. Что касается изготовления котла для обеспечения теплом загородного дома, то лучше использовать один из приборов, построенных по схеме с пламенной чашей.

Схема буржуйки с пламенной чашей

Изготовление двухобъёмной буржуйки на отработке

Печь, предлагаемая нами к изготовлению, состоит из двух круглых модулей диаметром 350–400 мм, которые соединяются между собой при помощи отрезка металлической трубы диаметром не менее 4 дюймов и длиной 400–450 мм. Боковая поверхность вертикальной камеры покрыта перфорацией в виде отверстий диаметром 8–10 мм, выполненных в шахматном порядке. Внутреннее пространство верхнего модуля разделяет перегородка, в которую ударяются горящие газы, благодаря чему происходит их активное перемешивание и падение скорости горения, необходимое для завершения процессов пиролиза. Дымоход врезают в пространство верхней ёмкости, которое находится за перегородкой. Его высота должна составлять не менее 4 м, причём в месте присоединения должна использоваться толстотелая стальная труба, иначе дымовой канал может прогореть. На высоте 1 м от поверхности печи допускается наращивание дымохода оцинкованной, жестяной или керамической трубой.

Конструкция жидкотопливного агрегата

Установленный на выходе из верхнего модуля горизонтальный участок дымохода будет служить дополнительным теплообменником, поэтому при возможности его делают размером 0.5–0.8 м. Уходящие газы имеют достаточно высокую теплоёмкость, которая будет отбираться конвекцией, а не уходить в атмосферу.

Фотогалерея: чертежи и схемы

Представленные схемы и чертежи описанной конструкции помогут разобраться в особенностях изготовления и позволят определить объём работ и количество материала. Заметим, что точно копировать все размеры нет нужды — достаточно придерживаться основных пропорций и точно соблюдать взаимное расположение деталей.

Что понадобится для изготовления печи, работающей на жидком топливе

Как всегда, приступая к работе, требуется подготовить необходимые для постройки печи материалы. Имея под рукой полный комплект заготовок, не придётся тратить время на поиски нужной детали. Это даст возможность построить двухобъёмный отопительный прибор всего за один день. Вот, что для этого понадобится:

  • листовая сталь толщиной 6 мм;
  • металлический лист толщиной 4 мм;
  • труба стальная толстотелая (толщина стенки не менее 4мм) – 1.5 м;
  • оцинкованная труба для дымохода — 4 м;
  • уголки стальные (полка 40–50 мм) или труба профильная 40×20 мм длиной 8–1 м.

Также надо заблаговременно подготовить слесарные инструменты. Когда всё необходимое будет под рукой, работа идёт значительно быстрее. Представляем список самого необходимого:

  • дрель электрическая;
  • свёрла для работы по металлу Ø6 мм и Ø9 мм;
  • угловая шлифмашина (проще говоря «болгарка»);
  • отрезные диски по металлу;
  • обдирочный круг;
  • сварочный аппарат;
  • электроды Ø3–4 мм;
  • автоген.

Заметим, что сварочные швы агрегата должны обеспечивать его полную герметичность — это необходимое условие безопасности конструкции. Если вы не уверены в себе, как в сварщике, то лучше доверьте эту часть работы профессионалу.

Что надо сделать перед началом сборки печи. Выбор места установки

На подготовительном этапе приступают к раскрою деталей печи согласно предварительно подготовленному чертежу. Делать это лучше всего на аппаратах лазерной или плазменной резки, которые можно найти на металлообрабатывающих предприятиях. Если такой возможности нет, то можно обойтись и простым газовым резаком. Учтите, что заготовки цилиндрических модулей вырезают из металлопроката толщиной 4мм, тогда как детали днища и верха должны быть изготовлены из более толстой стали толщиной 6 мм.

Использование плазмореза позволит получить заготовки, практически не требующие финишной обработки

В случае крайней необходимости можно воспользоваться и угловой шлифмашиной, только при этом потребуется долго обрабатывать кромки деталей при помощи зачистного диска или наждачного круга.

Выбирая площадку для установки печи, необходимо руководствоваться не только вопросами практичности, но и нормами техники безопасности. Следует не забывать, что стенки конвекционного прибора во время работы накаляются докрасна, поэтому место для его установки должно удовлетворять нескольким требованиям:

  • вокруг печи необходимо обеспечить не менее 0.5 м свободного пространства;
  • помещение должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией;
  • место установки агрегата должно находиться вдали от зон с интенсивным движением воздушных масс (ветер, сквозняк, работающий вентилятор и т. д.);
  • над отопительным прибором не должны размещаться полки и ниши;
  • нахождение рядом с буржуйкой легковоспламеняющихся предметов и горюче-смазочных материалов исключается.

Кроме того, печь на отработке устанавливают таким образом, чтобы не был затруднён монтаж дымовой трубы, а сам дымоход обеспечивал безопасную эксплуатацию обогревающего оборудования.

Пошаговая инструкция по сборке печи для отопления

  1. Подготовленные металлические полосы толщиной 4 мм, из которых будут выполнены боковые стенки модулей и дистанционная проставка нижней ёмкости, сгибают в кольца. Конечно, лучше для этого использовать профессиональный листогибочный станок, но можно воспользоваться и подходящим шаблоном. После этого полосы проваривают в месте стыка сплошным швом. Для изготовления печи на отработке диаметром 30 мм удобно использовать бытовой газовый баллон, отрезав от него два сектора высотой 80–100 мм.

    Подготовленные к сборке детали

  2. К нижнему модулю, выполняющему роль камеры сгорания и масляного резервуара, приваривают днище.

    При монтаже днища сплошным швом проходят как внешнюю, так и внутреннюю часть ёмкости

  3. Аналогичным образом изготавливают верхнюю ёмкость, используя для боковой стенки металлическую полосу с проёмом под дымоход.

    Сборка верхнего модуля

  4. Кроме того, внутрь модуля устанавливают металлическую перегородку шириной 70 мм. Разделив круг на три равные части, её монтируют на границе той трети, что находится со стороны дымохода.

    Монтаж перегородки

  5. В проём дымового канала вваривают патрубок длиной 130 мм, отрезанный от стальной трубы диаметром 100 мм. Для того чтобы в него вошёл дымоход, отрезок трубы предварительно разрезают поперёк, а место реза расширяют на 3–4 мм. В образовавшуюся щель устанавливают кусок стальной проволоки, после чего соединение проваривают снаружи сплошным швом.

    Дымоход, состоящий из нескольких частей, намного легче устанавливать. Кроме того, его рано или поздно придётся чистить. Вот тут и пригодятся все достоинства конструкции разборного типа.

  6. От стального уголка или профильной трубы отрезают четыре заготовки длиной 20–25 см. Их приваривают к нижней плоскости резервуара для масла. Они нужны в качестве ножек, необходимых для безопасной установки отопительного прибора.
  7. После этого внутрь нижнего модуля устанавливают дистанционную проставку, которая будет удерживать крышку с заправочным отверстием. Главное, при этом обеспечить плотное прилегание всех деталей топливной ёмкости. Конечно, её можно сделать и полностью сварной, однако, рано или поздно нижний модуль придётся чистить от сажи, а делать это, разобрав буржуйку на части, будет намного проще.
  8. Изготавливают трубу инжектора, для чего при помощи электродрели в ней сверлят 6 рядов отверстий, сдвигая каждый из них относительно предыдущего, чтобы получить шахматный порядок перфорации.
  9. На отверстие для заливки масла устанавливают сдвижную заслонку, которая работает так же, как и дверной глазок с поворачивающейся шторкой.
  10. Верхний модуль печи сваривают с крышкой масляного бака посредством установленной между ними перфорированной трубы. При этом важно ориентировать детали не в зеркальном отображении, а со сдвигом верхней ёмкости на 180°.

    От точности сборки зависит правильная работа печи

    Установку трубы-горелки проводят на ровной горизонтальной поверхности, при использовании уровня. Помните: даже небольшое отклонение от вертикального положения приведёт к тому, что часть газов начнёт уходить наружу, печь будет коптить и не сможет выйти на оптимальный режим работы.

  11. Из стальной трубы сваривают горизонтальное плечо и вертикальное колено, которые присоединяют к выходному патрубку. После установки агрегата на место монтируют дымоход, высотой не менее 4 м.

    Вид готового изделия. При желании конструкцию можно доработать дополнительной ёмкостью для отработки в качестве сообщающегося сосуда

Для проверки работоспособности печи в нижнюю ёмкость наливают 0.5–1 л отработанного масла, поджигают горючее и проводят испытания на работоспособность и герметичность установки.

Модернизация жидкотопливных отопительных приборов

Описанная выше конструкция двухобъёмной печи хороша для использования в гаражах, теплицах, мастерских и постройках хозяйственно-бытового назначения, но отнюдь не в домах и на дачах. Для того чтобы агрегат соответствовал требованиям удобства и безопасности, предъявляемым к обогревающему оборудованию жилых помещений, его необходимо доработать. Изменение конструкции прежде всего необходимо для установки печи в пристройке. Чаще всего модернизация касается перевода отопительного прибора из разряда конвекционных в класс водонагревательных. Для этого верхний модуль печи оборудуют внешней водяной рубашкой или встроенным теплообменником, по которому пропускают теплоноситель из отопительной системы загородного дома или дачи. Конечно, лучше предусмотреть возможность подключения водяного контура ещё на стадии проектирования, но можно и доработать уже существующую конструкцию. Всё, что для этого понадобится — та же листовая сталь и стальные трубы диаметром 3/4˝-1˝. Эффективность нагрева жидкого теплового агента увеличится, если внешним кожухом оснастить не только верхний теплообменник печи, но и горизонтальный участок дымохода. Разумеется, перед этим следует обеспечить его полную герметичность.

Печь на отработке с водяным контуром

Второй вариант предусматривает установку теплообменного коллектора, подключённого к вентилятору канального типа или другому нагнетателю. От выходных патрубков воздухосборника тепло распределяют по всем комнатам. Чаще всего для этого используют утеплённые гофротрубы, реже — систему каналов, заложенных ещё на стадии строительства дома. К слову, этот вариант удобно реализовать, установив отопительный прибор в подвале здания.

Доработка отопительного агрегата для подачи тепла в несколько помещений требует установки мощного канального вентилятора

Доработанные таким образом печи запрещается эксплуатировать без включённого вентилятора или циркуляционного насоса. Несоблюдение этого требования может привести к закипанию теплоносителя, разгерметизации или короблению внешнего кожуха.

Особенности розжига и обслуживания печей. Правила безопасной эксплуатации

Перед розжигом печи осматривают нижнюю ёмкость на предмет наличия в ней воды. При необходимости влагу удаляют, после чего через заправочный проём в модуль заливают 1–2 литра отработанного моторного масла. Поджигают горючее через это же отверстие с помощью фитиля из стальной проволоки и промасленной ветоши. После того, как масло разгорится (обычно на это уходит от трёх до пяти минут), отверстие подачи воздуха прикрывают, оставив зазор шириной 1–2 см. Оптимальной регулировкой считается состояние агрегата на грани вскипания жидкого топлива. В этом случае наблюдается интенсивное испарение горючего вещества, благодаря чему печь работает на максимальной мощности.

Периодически днище масляной ёмкости, трубу-горелку и дымоход очищают от продуктов сгорания, для чего используют длинную кочергу и различные скребки. Верхнюю часть конструкции для удаления сажи просто обстукивают. Обслуживание агрегата проводят после полного выгорания топлива из нижней ёмкости.

Следует помнить, что масляная печь, как и другое отопительное оборудование с открытым пламенем, является пожароопасной конструкцией. Во время эксплуатации жидкотопливной буржуйки следует придерживаться правил безопасной эксплуатации:

  1. Подготовка печи к работе обязательно должна включать в себя проверку наличия тяги. Для этого к одному из отверстий горелки подносят зажжённую спичку. Если её пламя отклоняется внутрь, то можно приступать к розжигу. В противном случае потребуется прочистить каналы агрегата и дымоход, чтобы обеспечить нормальное разрежение воздуха.
  2. Запрещается взбалтывать отработку перед заправкой. Вода или тосол, которые попадают в масло, приводят к разбрызгиванию топлива через инжекционные отверстия горелки.
  3. Уровень горючего должен составлять не более ¾ высоты первичной камеры. Заправлять печь лучше предварительно. Это позволит маслу отстояться.
  4. Использовать бензин, растворители и другие легковоспламеняющиеся жидкости для розжига запрещено. Лучше воспользоваться дизтопливом или керосином, которыми смачивают бумагу или ветошь.
  5. Случайно пролитое рядом с отопительным прибором масло необходимо сразу же удалить с пола.
  6. Строго запрещено использовать воду для уменьшения нагрева или прекращения горения масла.

Не следует забывать и о средствах пожаротушения. Рядом с печью обязательно должен находиться огнетушитель и ёмкость с песком.

Видео: печка на отработке своими руками в гараж

Буржуйку, работающую на слитом моторном масле, называют чудо-печкой не случайно. Энергия, которую получают с её помощью, обходится в копейки, причём сам агрегат не требует особого обслуживания и ухода. Построенный своими руками отопительный прибор будет радовать комфортным теплом не один год. Важно только соблюдать точность и аккуратность при его изготовлении, а в процессе использования придерживаться правил безопасной эксплуатации.

Благодаря разносторонним увлечениям пишу на разные темы, но самые любимые — техника, технологии и строительство. Возможно потому, что знаю множество нюансов в этих областях не только теоретически, вследствие учебы в техническом университете и аспирантуре, но и с практической стороны, так как стараюсь все делать своими руками. Оцените статью:

(1 голос, среднее: 5 из 5)

27.08.2014

Печка на отработке своими силами – это вполне осуществимый способ обустроить эффективное автономное отопление в разного рода нежилых помещениях (к примеру, в гараже, теплице). Сегодня мы расскажем, как сделать такую печь в домашних условиях, ознакомимся с некоторыми вариантами и по традиции приведем подробную пошаговую инструкцию.

Особенности отопительных конструкций на «отработке»

Приборы, которые описаны в данной статье, в народе часто именуют чудо-печками, ведь для их работы используются отработанные масла (моторные, трансмиссионные), которые стоят очень мало. Благодаря этому, эксплуатация подобного рода печей обходится дешево. Еще чудо-печки, которые нас интересуют, не будут функционировать на бензине, дизтопливе, керосине и прочих легко воспламеняемых смесях.

Приборы на «отработке» отапливают помещения путем непосредственного нагрева воздуха, который в них находится. С конструктивной точки зрения, такой агрегат – это два отсека горения. В отсеке No1 сжигается применяемое масло, вследствие чего образуются горючие пары. После этого пары подаются в отсек No2, где смешиваются с воздухом и, имея достаточно высокую температуру, быстро сгорают, из-за чего выделяются большие объемы тепловой энергии.

Обратите внимание! Конструкция, описанная выше, будет работать правильно только тогда, когда воздух будет перманентно подаваться в оба отсека агрегата. Более того, отсек No1 должен оборудоваться специальной заслонкой, предназначенной для регулировки объема поступающего в камеру воздуха.

В большинстве случаев оба отсека соединятся между собой при помощи трубы. Важно, чтобы в последней были просверлены отверстия диаметром около 10-ти миллиметров – через них воздух будет поступать в отсек No2 для смешивания с горючими парами.

Ниже приведены основные преимущества агрегатов на «отработке».

  1. Они достаточно безопасны, поскольку сгорают в данном случае пары масла, а не само отработанное масло.
  2. Такую печь вполне можно сделать своими руками, используя для этого дешевые и доступные материалы.
  3. Наконец, такие приборы легко устанавливать и использовать, что не может не радовать.

Но есть и некоторые минусы, о которых должен знать каждый, кто планирует самостоятельное изготовление чудо-печки.

  1. Для хранения отработанного масла должно использоваться исключительно теплое помещение. При минусовой температуре оно попросту замерзнет и лишится всех своих свойств.
  2. Кроме того, это масло должно быть специально профильтрованным. Запрещается применять простую загрязненую «отработку» с автомобильных сервисов. Очистить загрязненное масло в домашних условиях почти что невозможно.

На заметку! Еще при помощи таких агрегатов нельзя отапливать жилые комнаты. Да, для гаража это – идеальный вариант, а вот для помещения, в котором все время находятся люди, не подходит.

Видео – Как работать с печью на «отработке»

Основные виды

В принципе, домашний мастер может изготовить подобную конструкцию из:

  • из металлических листов или газового баллона;
  • конструкция, в которой масло поступает по каплям;
  • агрегат со вспомогательным наддувом.

Самым простым вариантом является использование газового баллона (детальнее эту конструкцию мы рассмотрим несколько позже), толстых стальных листов или же металлических труб большого сечения. Сложнее соорудить печь, предусматривающую дополнительный наддув воздуха – здесь, помимо всего прочего, потребуется установка вентилятора для того, чтобы подавать воздух на отсек No2, в котором происходит сгорание паров топлива.

Благодаря вентилятору, топливная смесь будет сгорать более эффективно, а выработанное тепло будет равномерно и быстро распространяться по отапливаемому помещению. Подобные конструкции подходят для гаражей, которые нужно нагреть как можно оперативнее.

Агрегат с капельной подачей топлива крайне непросто изготовить собственноручно. Для этого нужны чертежи, сделанные профессионально (их можно отыскать в соответствующей литературе или в Сети), а также соответствующие знания в области отопительного оборудования на отработанном масле. Но если все сделать правильно, то можно будет обзавестись небольшим, экономным и поистине функциональным прибором, с помощью которого можно обогревать теплицу, гараж и прочее.

Видео – Схема печи на отработке

Изготовление печи из стальных листов – советы домашним мастерам

Агрегаты из стальных листов пользуются немалой популярностью среди собственников гаражей и мастерских. Такая печь будет не только отапливать помещение – с ее помощью можно даже готовить пищу! Что характерно, габариты конструкции довольно компактны.

Алгоритм действий при изготовлении печи из листов стали выглядит следующим образом.

Шаг 1. Для начала вы должны найти подходящий чертеж печи на «отработке».

Шаг 2. После этого изготовьте дно топливника и дно корпуса, используя для этого листы 6-миллиметровой толщины. Для изготовления самого резервуара используйте сталь толщиной 4 миллиметра. Все эти заготовки довольно легко сделать, если вооружиться болгаркой.

Шаг 3. Возьмите лист толщиной 4 миллиметра, вырежьте из него полоску, ширина которой составляет 11,5 сантиметра, сложите ее в кольцо диаметром порядка 34 сантиметров (для этого удобно использовать листосгибочный станок), после чего приварите полосу к нему. В результате у вас получится труба резервуара для отработанного топлива.

Шаг 4. Взяв тот же лист, вырежьте 34-сантиметровый круг, который послужит в роли крышки для изготовленного в предыдущем шаге резервуара. Приварите к крышке с 4-х сторон железные уголки.

Шаг 5. Теперь возьмите лист толщиной 6 миллиметров, вырежьте из него полосу 6-сантиметровой ширины, а затем – второй круг. Диаметр этого круга, равно как и кольца, должен несколько превышать 35 сантиметров.

Шаг 6.  Прорежьте в центре круга 10-сантиметровое отверстие под дымоход, а рядом с ним – еще одно, на 5,5 сантиметра. Через второе отверстие будет производиться подача горючего. В конце сварите кольцо и круг в единую конструкцию, чтобы получить бак для заливки отработанного масла.

После этого можете приступать к изготовлению нижней части бака. Возьмите лист толщиной 6 миллиметров, вырежьте из него круг и, отступив от края 2 сантиметра, проделайте в нем (круге) отверстие под патрубок для дымохода. Для изготовления самого патрубка отрежьте 13-сантиметровый кусок трубы, имеющей сечение 10 сантиметров. Следующий этап – создание перегородки, для чего будет использоваться все та же 6-миллиметровая сталь. Вырежьте из нее прямоугольник 7х33 сантиметра, а готовую перегородку установите в круг диаметром 35 сантиметров и надежно приварите. Теперь можете устанавливать и сам патрубок.

Продолжаем изготавливать печь на отработанном масле своими руками. Возьмите первую трубу, проделайте в нижней ее части 48 отверстий по 0,9 сантиметра каждое (по восемь на окружность, суммарное количество кругов – шесть, а расстояние между ними – шесть сантиметров). Теперь эту трубу после обработки можно устанавливать в крышку бака для топлива. Важно, чтобы в итоге труба располагалась абсолютно ровно. Если заметите отклонения, обработайте трубу с помощью напильника либо болгарки.

На заметку! Не нужно сваривать крышку и трубу между собой! Но необходимо, чтобы вторая входила в первую максимально ровно.
Последующие действия ничего сложного собой не представляют.

  1. Соединяются две части емкости, причем их также не нужно сваривать. Для обеспечения плотного соединения используются уплотняющие кольца.
  2. К трубе, на которой 48 отверстий, необходимо приварить емкость для заливки топлива, в то время как с другой стороны – пару деталей, соединенных кольцами.
  3. Затем на дырку для подачи масла ставится глазок (специальная круглая пластинка), который можно будет легко открывать и закрывать.

В самом конце необходимо установить дымоход. Длина его должна составлять минимум 4 метра. Важно, чтобы снаружи он был расположен по вертикали (никаких отклонений быть не должно – используйте строительный уровень). А вот в самом помещении допускается незначительный наклон дымоходной трубы.

Видео – Печь на «отработке» с маслонасосом

Как правильно пользоваться самодельным агрегатом?

Описанный выше агрегат нельзя располагать около смесей или предметов, которые могут легко воспламениться, или же на сквозняке. Еще важно, чтобы дымоход печи был полностью герметичным, а вокруг было хотя бы 50 сантиметров свободного пространства в каждую из сторон. Обязательно нужно следить, чтобы в используемое горючее не попадала вода, в противном случае оно будет выплескиваться из дырок в трубе.

«Отработка» будет нагреваться очень быстро. Заливайте емкость на две трети высоты, после чего, добавив 25 граммов бензина либо растворителя, поджигайте полученную смесь через отверстие для заливки топлива. Для розжига предпочтительнее использовать горящий фитиль, прикрученный к куску проволоки.

Обратите внимание! Регулярно проверяйте, как работает агрегат. Для регулировки интенсивности горения пользуйтесь пластинкой. Никогда не оставляйте работающую печь без присмотра!

Мастер-класс. Печь на «отработке» с закрытой горелкой и пламенем из газового баллона

Начнем с некоторых важных моментов. Принцип, по которому действует описанная ниже печь на отработанном масле своими руками, предельно прост. После розжига масло начинает гореть на корпусе и раскалять агрегат. Пары же при этом отводятся через дымоход благодаря тяге.

Примерно принцип действия конструкции показан на изображении ниже.

Этап первый. Подготавливаем все необходимое

Для работы потребуется:

  • 50-литровый газовый баллон;
  • петли;
  • стальная труба (длина – 200 сантиметров, диаметр – 10 сантиметров);
  • полудюймовый вентиль;
  • 5-сантиметровый стальной уголок (потребуется немного больше метра);
  • кусок трубы на полдюйма;
  • стальной лист толщиной 4 миллиметра (около 50 квадратных сантиметров);
  • два хомута;
  • тормозной автомобильный диск, который свободно входит в баллон;
  • кусок шланга;
  • баллон из-под фреона для топливного бака.

После подготовки всего необходимого можно приступать к последующим действиям.

Этап второй. Делаем корпус

Вначале рекомендуется открыть вентиль газового баллона (на всякий случай) на ночь. Затем в днище необходимо просверлить отверстие. Сверло рекомендуется предварительно смочить маслом, дабы не было при работе искр.

Далее нужно заполнить баллон водой и слить ее, чтобы избавиться от остатков газа. Работать при этом следует предельно аккуратно. После этого необходимо вырезать два проема: в нижнем будет располагаться горелка с поддоном, в то время как в верхнем – теплобменник и камера сгорания. К слову, если сделать камеру вверху большой, то в качестве топлива можно будет использовать и пеллеты, дрова, проч.

После всего этого баллон необходимо еще раз промыть от газового конденсата.

Этап третий. Делаем горелку, дно топливника

Чтобы сделать дно для верхнего отсека конструкции, нужно взять стальной лист толщиной 4 миллиметра.

Что же касается размеров горелки, то в данном случае вполне достаточно и 20-ти сантиметров.

По окружности следует сделать много отверстий, дабы воздух свободно поступал к маслу. После подготовки всех отверстий внутреннюю часть горелки нужно отшлифовать. Это нужно делать в обязательном порядке! Горелку необходимо вварить в дно верхней камеры, после чего установить их на нужное место. На подобную полку вполне можно будет укладывать дерево (к примеру, если нет возможности приобрести отработанное масло).

Этап четвертый. Делаем поддон для отработанного масла

Для изготовления нужно использовать чугунный тормозной диск. Этот металл достаточно устойчив к повышенным температурам, а потому в данном примере используется именно он.

В нижней части необходимо приварить днище.

В верхней части приваривается крышка. Здесь вы можете заметить проем, посредством которого будет подаваться воздух. Лучше, чтобы этот проем был широким, в противном случае тяга будет слабой, а масло, как следствие, не будет попадать на поддон. После этого необходимо сделать муфту для соединения горелки и поддона. Благодаря этому, обслуживание агрегата заметно упростится.

Для изготовления муфты используется труба диаметром 10 сантиметров – ее нужно просто разрезать по продольной грани. В муфте можно не заваривать проем, поскольку в этом нет никакой необходимости.

Этап пятый. Заботимся о подаче отработанного масла

После этого можно приступать к работе над системой подачи топлива. Кусок трубы нужно приварить к поддону, используя предварительно проделанное отверстие. Важно, чтобы труба была подрезана заранее.

Трубку необходимо провести к баку, а затем – поставить вентиль.

Этап шестой. Обустраиваем дымоход

Для изготовления дымохода используется 10-сантиметровая труба. Ее необходимо попросту приварить к отверстию в центре верхней части корпуса. Вывести дымоход наружу можно через стену, как в нашем примере. В целях пожарной безопасности к стене рекомендуется прикрепить кусок металлического листа. Еще желательно использовать специальный огнеупорный стакан, чтобы вывести трубу сквозь стену.

Этап седьмой. Собираем теплообменник

Продолжаем изготавливать печь на отработке. Здесь заметим, что при наличии водяных батарей в помещении воздушный теплообменник не требуется – достаточно пустить через верхнюю камеру несколько водяных «змеевиков», выполнив параллельное подключение. При этом дополнительно потребуется установка вентилятора и циркуляционного насоса.

Теперь о теплобменнике. Он установлен между горелкой и дымоходом, так как именно в этом месте больше всего тепла. К обменнику нужно приварить железную пластину для лучшего удерживания пламени. Кроме того, пластина будет распределять огонь внутри корпуса агрегата. В самом теплообменнике устанавливается воздушный завихритель, с которым вы можете ознакомиться из иллюстраций, представленных ниже.

После этого нужно установить на одну сторону теплообменника канальный вентилятор. К слову, к нему можно дополнительно подключить и термореле, чтобы экономить ресурсы и самостоятельно задавать температуру.

Тепловая энергия будет концентрироваться в отсеке топливника.

Этап восьмой. Делаем бак для топлива

Для его создания используется, как уже отмечалось ранее, баллон из-под фреона. Достать его несложно, поэтому останавливаться на этом не будем. Важно лишь, чтобы игольчатый вентиль в нем был исправным (он необходим для точного контроля объема поступающего масла).

Бак необходимо соединить с агрегатом посредством шланга. Последний, в свою очередь, подключается к вентилю. Сама емкость должна быть закреплена в перевернутом положении.

Обратите внимание! В баке необходимо вырезать отверстие, через которое в дальнейшем будет заливаться отработанное масло.

Этап девятый. Обустраиваем дверцы

Агрегат практически готов, осталось всего несколько моментов. Вырезается проем в дверце нижней камеры, посредством которого воздух будет беспрепятственно подаваться к горелке и поддону.

Что же касается проема в верхней дверке, то его необходимо оборудовать упорными пластинами, дабы обеспечить максимальную герметичность.

Также важно, чтобы верхняя дверка закрывалась как можно надежнее, для чего вы можете собрать такой вот несложный замок.

Прикручиваются к стене несколько куском железного уголка. Поверх устанавливается агрегат, что и удобно, и полезно.

Правила розжига и остановки печи – о чем нужно знать?

Разжигать такую печь несложно. Вначале в поддон наливается немного масла (чтобы перекрывало дно), затем берется кусок поролона, хорошенько увлажняется растворителем либо бензином и помещается в поддон таким образом, чтобы нижняя часть погрузилась в топливо.

Поролон поджигается. Горит он хорошо, а потому поддон быстро прогреется до требуемой температуры. Вентиль резервуара с маслом осторожно открывается – оно должно вытекать очень тонкой струей. Регулировать подачу следует плавно и осторожно. Вскоре агрегат начнет работать в нормальном режиме, но не забывайте время от времени проверять, сколько масла в поддоне.

Для остановки агрегата нужно просто перекрыть вентиль на резервуаре, а потом, когда топливо перестанет вытекать, и аварийный вентиль. Спустя три-пять минут работа печи закончится, и корпус постепенно будет остывать.

Правила чистки отопительного прибора

В ходе эксплуатации в поддоне, дымоходе и горелке будет неизбежно скапливаться нагар. Очевидно, что к чистке печи можно приступать только тогда, когда она полностью остынет.

Алгоритм действий в данном случае должен быть примерно следующим.

  • Нужно взять несколько горстей мелкого щебня или просеянного песка и по очереди закидывать в выход дымохода с наружной стороны.
  • Через верхнюю камеру щебень/песок убирается из трубы вместе с сажей.
  • Гарь смахивается прутком в поддон со стенок горелки.
  • В конце извлекается сам поддон, отходы вытрушиваются.

Надеемся, что статья оказалась полезной для вас, и вы сможете без особых проблем соорудить печь на отработанном масле своими руками. Удачи в работе и теплых зим!

Видео – Отопление гаража печью на отработке

Вам может понравиться