28.02.2015
1. Если говорить исключительно о цвете, то цвет полипропиленовых труб и фитингов обусловлен исключительно введением соответствующего цветного красителя в сырье, которым является полипропилен рандом сополимер (PPRC). Это может быть белый, серый, зеленый, синий и любой другой краситель. При этом само сырье у всех фабрик одинакового качества и поставляется от одних и тех же нефтепереработчиков. Краситель на качество продукции никак не влияет и несет исключительно эстетическую нагрузку.
2. Полипропиленовые трубы и фитинги разного цвета легко соединяются друг с другом, образуя монолитное соединение. Вопреки всем недобросовестным продавцам, которые утверждают, что, например, серые трубы соединяются только с серыми фитингами, и другие использовать нельзя. Такое утверждение — ложь.
Вверху серая труба спаяна с белой муфтой, а на снимке ниже серая с серой. В обоих случаях видно сваренные элементы слиты в единое целое. Даже белый с серым. Отличия лишь визуально — цветом. Это сразу же ответ на вопрос, можно ли паять белый с серым. Можно.
Решающее значение имеет не цвет, а материал и производитель. Если, например, зеленые и белые материалы изготовлены из PPRC одним и тем же производителем, то их можно даже спаять вперемешку – состав один и тот же, температура плавления 260 С.
Таким образом, если говорить о качестве продукции, то полипропиленовые трубы и фитинги у всех производителей одинаковое. Белые и серые трубы одинаковые по качеству. Они соответствуют трубованиям европейских и белорусских стандартов качества, имеют сертификаты ГОСТ и ЕврАзЭС.
Трубы полипропиленовые pprc – производят из полипропилена PPRC. Это белый прочный и легкий материал с диаметром 20 – 160 мм. Этот вид изделий армируется и алюминием, и стекловолокном. Для холодной воды номинальное давление 1-1.6 МПа, для горячей — 2-2.5 МПа. Параметры полипропиленовых труб PPRC соответствуют СНиП 2.04.05-91, СНиП 2.04.01-85 и DIN 8077.
Наша компания продаёт и рекомендует полипропилен белого цвета.
— котёл, радиаторы – белого цвета, почему трубы должны быть серого цвета?
— белый цвет более приятен глазу и ассоциируется с чистотой;
— по качеству белый полипропилен ни чем не хуже серого;
— компании Sanica pipe и РосТурПласт используют в производстве, исключительно, высококачественный полипропилен;
Пайка полипропиленовых труб
В материале о полипропиленовых трубах я вкратце рассказал, что это за трубы.
Теперь немного поговорим о пайке этих труб.
Правильно конечно же говорить: «сварка» или даже «диффузионная сварка труб», но мы обычно используем более простые слова:
Словарную диффузионную сварку, зовём пайкой
Сварочный аппарат, называем паяльником или вовсе утюгом
Полипропилен называем «поликом» или «ППР»
Цвета называем так:
Белый — Турок. (Хотя Валтек тоже делает белый и качество труб на высоком уровне)
Серый — Чех
Зелёный — Немец
Инструмент
Для «пайки» труб понадобятся: Паяльник —»Сварочный аппарат» Труборез или ножницы Зачистка или торцеватель
«Паяльник» это тот самый инструмент, без которого монтаж полипропиленовых труб невозможен в принципе. Что касается ножниц, то трубу можно отрезать и ножовкой по металлу или даже болгаркой. Только вот края надо будет зачистить от лишней «бохромы».
Касательно зачистного инструмента, если его нет, то можно выбрать трубу с армировкой из стекла волокна.
Монтаж:
Для того чтобы собрать систему из таких труб, существует множество разных фитингов и соединителей.
Можно собрать абсолютно любую систему:
Шаровый кран под пайку:
Пайка
Средняя температура сварочного аппарата должна быть установлена на отметку 260 градусов.
Конечно для каждого диаметра есть более тонкие настройки настройки температуры и на дорогих аппаратах, нужная температура вставляется автоматически если указать диаметр свариваемой трубы.
Выставили мы температуру на 260 градусов, одели нужную насадку и теперь нам осталось запомнить время, в течении которого надо нагревать трубу.
16-ю греем 5 сек. после чего её надо зафиксировать секунда на 6-7 чтобы пайка была качественной.
20-ю греем так же 5 сек.
25-ю — 7 сек.
32-ю — 8 сек.
40-ю — 12 сек.
Берём в руки трубу с муфтой и пробуем их состыковать без нагрева. Если это возможно, то качественного соединения не будет, заменить комплектующие и пользуйтесь по возможности соединителями одного производителя в одной системе.
После того как выяснили что в руках держите то что нужно и можно спаять, надеваем на насадку сварочного аппарата сперва фитинг (он более толстый) а потом трубу.
Но это книжный пример и насадить на паяльник фитинг и трубу по отдельности очень сложно. Запихивайте одновременно, а вот доставать уже можно сперва трубу, а за тем и соединитель.
Вот так выглядят разогретые фитинги:
Теперь их нужно соединить.
При нагреве важно до конца вставить трубу в насадку. Для уверенности перед пайкой на трубе можно сделать метку на сколько труба должна зайти в насадку.
При нагреве элементы нельзя крутить на паяльнике. Хотя и производитель запрещает повороты, я всё же так поступаю, но повороты совсем небольшие, я бы даже сказал это некие шевеления для облегчения надеть трубу с фитингом. Бывает так что уголок очень туго налазят на насадку, Часто такое бывает на больших диаметрах, например 40 мм. В этом случае, паяльник относительно деталей можно на пару градусов шевелить туда-сюда.
Если вы будете крутить детали или паяльник более чем на, примерно 5 градусов, то части пластика останутся на насадке которые потом будут дымиться, а пайка может быть некачественной. Так что по возможности лучше не поворачивать и тем более не крутить и не проворачивать.
После того как насадили элементы полностью начинаем отсчёт в 5 секунд в случае с трубой 20 мм. или 8 сек в случае с 32-й трубой.
По истечении этого времени, снимаем сперва трубу, а за ней и фитинг.
Быстро, но без суеты соединяем эти два элемента. После соединения, у вас ещё есть пара секунда для правки соосности. По истечении 2-3 сек. регулировку соосности необходимо прекратить. В противном случае стык потечёт.
После стыка дайте изделию остыть примерно в течении 20 секунд, неподвижно зафиксировав соединение.
Если вы паяете первые стыки, то строго соблюдайте время выдержки нагрева и фиксации. В последующих стыках возьмите во внимание сквозняки и температуру окружающей среды.
Если вы работаете на сквозняке и температура к примеру ниже +10, тогда время нагрева надо немного увеличить на 1-3 сек. в зависимости от диаметра. В противном случае Вы рискуете не успеть состыковать нагретые элементы, либо время на правку соосности не остаётся ни секунды.
Недогрев
Если вы недогреете трубы, то вы либо не сможете их соединить, либо стык в последствии потечёт.
Перегрев
При перегреве, вы рискуете заплавить проходное отверстие.
Если пайка произведена правильно, но проходное отверстие не имеет заужений.
Отрезать трубу можно не только ножницами:
А иногда, с помощью ножниц не удаётся сделать ровный рез, например если надо отрезать всего сантиметр.
В таком случае можно прибегнуть к помощи болгарки.
Вот так выглядит труба армированная стеклом-волокном в разрезе. Зачищать и торцевать такую трубу не нужно, что не скажешь про алюминиевый слой.
Теперь разрежем спаянные элементы посмотрим, возможно ли эти соединения разъединитель.
Вверху серая труба спаяна с белой муфтой, а на снимке ниже серая с серой.
В обоих случаях видно сваренные элементы слиты в единое целое. Даже белый с серым. Отличия лишь визуально — цветом. Это сразу же ответ на вопрос, можно ли паять белый с серым. Можно.
Теперь глянем на переходную муфту в разрезе:
В этом случае труба была без армировки. Видно, что различия лишь по цвету, хотя производитель один и тот же. Само соединение разъединить невозможно и правильная пайка никогда течи не даст. По этой причине, такие соединения смело можно прятать в стены и в пол.
Вот вроде как и все ключевые моменты связанные с пайкой полипропиленовых труб.
Все вопросы касательно материала, пожалуйста в комментарии.
Ну и заключение несколько фото спаянных труб:
Для горизонтальной фиксации труб я использую клипсы
Для вертикальной трубы, где трубу надо закрепить жестко, используется специальный трубных хомут
Прислали нам как-то двух бойцов для монтажа отопления. Молодые парни, без особых претензий на опытность. Провели они монтаж, заполняют стояк и тут вдруг начинает течь муфта в месте сварки с трубой. Бойцы в полных непонятках по поводу причин, тихонько переделывают…
Так почему же может потечь место сварки ППР-труб?
Окунемся немного в теорию. Самый простой и распространенный способ соединения полипропиленовых труб — сварка при помощи термической полифузии. В простонародии — «паяльником» и процесс по простому имеет название «склеивание», «сваривание», «спаивание». Этот способ мы и рассмотрим на предмет поиска причин возможного брака.
1. Если вы не нагреете ваши соединяемые части до нужной температуры, они не соединятся герметично. Производители декларируют температуру в 250-270 градусов Цельсия. Производители паяльников дают возможность изменять температуру нагрева от комнатной, до выше чем 320. Что будет, если вы нагреете до более высокой температуры? Материал ваших заготовок станет слишком текучим и соединение может оказаться меньшим по пропускной способности. То есть проход может заплавиться. Поэтому выбор правильной температуры и времени нагревания соединяемых частей, очень важен.
Помню когда мы в 2003 году купили свой первый «паяльник» отечественного производства, к нему шла инструкция, где указывалось, что для диаметра 20 мм нужно нагревать 8-9 секунд, для 25 мм — 9-10 сек, для 32 мм — 10-12 секунд. При температуре паяльника в 270 градусов. С тех пор эти секунды уже на автомате считаются при работе.
2. Грязные части соединяемых частей или насадки паяльника также могут привести к браку. И если «сопли» от расплавленных кусочков полипропилена на насадках не так страшны (хотя и должны удаляться), но грязные трубы и фитинги всё же чаще приводят к браку. Поэтому не поленитесь очистить край трубы или обрезать грязный участок и внимательно осмотрите внутреннюю часть муфты перед сваркой. Возможно там что-то попало при транспортировке.
Что происходит при попадании чего-то в место соединения? Монолитность термического склеивания уменьшается и возможна протечка.
3. Попадание воды в место соединения. Это пожалуй один из самых неприятных моментов. Вода может течь по трубе (достаточно капель при плохо закрытом кране) и попадая на паяльник, место соединения, она испаряется, этот пар попадает внутрь места сварки и обычно его разрывает. К тому же вода попросту охлаждает паяльник и место сварки.
Из давних времён есть много способов убрать такие капли, которые мешают. Вот парочка самых популярных:
натолкать в трубу соли, она вберет в себя капли воды, давая несколько секунд или минут для сварки, после этого соль промывается некоторым количеством воды
залепить кусочком хлеба, размятым в тесто, после сварки промыть или прочистить обязательно.
Возможно вы тоже знаете какие-то способы. Главное убрать воду при сварке.
4. Слишком долгое позиционирование соединяемых частей. Когда вы соединяете нагретые части, у вас есть максимум примерно столько же секунд, сколько вы их нагревали, чтобы выставить соединение как нужно. Лучше к этому максимуму не приближаться по времени.
Часто вижу, как некоторые монтажники пытаются загладить вылезающие наплывы из соединения и делают это слишком рьяно. Не нужно это делать, так вы можете нарушить еще не остывшее соединение. Чтобы наплывов не образовывалось, достаточно не перегревать трубу.
5. Если вы используете части разных производителей, будьте готовы к тому, что может в соединении быть брак. Разный состав материала прогревается по-разному и по-разному склеивается.
6. Некачественный материал. Было время, когда попадались поддельные трубы, которые текли не только на месте соединений, но и просто по телу трубы. Тут лучше найти постоянного поставщика и постоянную проверенную торговую марку.
7. Монтаж не по правилам. Пример: те же 2 бойца, о которых речь шла в начале, не стали бежать покупать новую муфту, а поколупавшись в протекающей, сварили ее с трубой встык.
Бывает, что такие соединения не текут, но зачем вам экспериментировать?
8. Используя стабилизированную трубу, вы не до конца удалили фольгу с промежуточного слоя. Тут остатки фольги действуют как и в пункте 2.
В принципе видно, что причина почти всего брака — невнимательность, спешка и неопытность. Не позволяйте таким досадным просчетам испортить вам работу!