Несмотря на то, что конструктивно запорная арматура это лишь небольшая часть трубопровода, ее качество во многом определяет срок безаварийной эксплуатации системы в целом. Не только качество самих изделий играет важную роль, но также верно подобранный для конкретного случая вид запорной арматуры.
Существуют следующие виды запорной арматуры:
- — краны;
— клапаны (вентили);
— задвижки;
— заслонки (поворотные заторы).
При выборе требуемого вида следует учитывать, что запорная арматура должна соответствовать определенным характеристикам:
- — материал изделия, он определяется рабочим давлением, температурой и возможностью работать в различных средах;
— способ обеспечения достаточной герметичности, зависит от типа применяемых прокладок, сальников;
— способ прерывания потока.
Краны
Трубопроводный кран вид запорной арматуры, характеризующийся тем, что рабочий элемент, запирающий или регулирующий, имеет форму тела вращения, которое поворачивается вокруг оси, которая в свою очередь по отношению к направлению потока может быть расположена произвольно. На данный момент в бытовых трубопроводах наиболее распространены шаровые краны, где запирающий элемент имеет форму шара имеющего сквозное отверстие и вертикально расположенной осью вращения.
Такой вид запорной арматуры может иметь различное исполнение – резьбовое, фланцевое, межфланцевое, приварное. Могут использоваться как для полного перекрывания потока, так и для плавной регулировки.
Клапаны (вентили)
Вид запорной арматуры, в котором рабочий элемент, сохраняя неподвижное положение относительно корпуса, перемещается перпендикулярно направления потока среды, называется вентиль. Приведение в действие осуществляется путем вращения ходового винта, который передает усилие на рабочий элемент через неподвижную гайку, закрепленную в корпусе. Одной из характерных особенностей клапана является самотормозящаяся резьба, что позволяет фиксировать рабочий элемент в любом промежуточном положении.
Вследствие его малого гидравлического сопротивления, одной из наиболее распространенных в быту областей применения являются радиаторы отопления, где он может быть установлен вместе термоголовкой.
Такая запорная арматура также может применяться для регулировки потока и иметь исполнение – резьбовое, фланцевое, приварное.
Задвижки
Принцип действия задвижки заключается в ограничении движения путем перемещения пластины поперек направления потока. При работе шиберной задвижки герметичность обеспечивается за счет прижимной силы, которую создает давление потока на пластину.
Шиберная задвижка: 1-шибер, 2-пластина направляющая, 3-седло, 4-корпус, 5-кольцо, 6-шток, 7-пакет уплотнений, 8-маховик, 9-указатель, 10-корпус подшипников, 11-крышка, 12-масленка, 13-кольцо.
В зависимости от конструкции задвижки подразделяют на шиберные, параллельные и шланговые.
Заслонки (поворотные заторы)
Этот вид запорной арматуры характеризуется рабочим элементом в виде диска проворачивающегося на оси перпендикулярно направления движения потока. Имеет два положения – полностью перекрывает поток, заслонка встает ребром поперек потока.
В большинстве случаев применяется при малых давлениях, больших диаметрах трубопроводов и относительно не высоких требованиях к герметичности.
Кран Маевского
Для обеспечения нормальной работы система отопления в обязательном порядке должна быть оборудована воздухоотводчиком. Он нужен для того чтобы при необходимости можно было выпустить воздух, который может скопиться в процессе эксплуатации или при запуске отопления. В принципе, это можно осуществить, просто вмонтировав обычный кран в систему, что на заре централизованного отопления и делалось. Проблема была в том, что он регулярно использовался не по назначению, из него было очень просто набрать горячей воды, вплоть до наполнения ванны для купания, несмотря на то, что такая вода по санитарным нормам не пригодна для бытовых нужд. Естественно для централизованного отопления это недопустимо, постоянно придется восполнять потери воды в системе.
Для предотвращения регулярных потерь теплоносителя, было разработано устройство, которое известно как кран Маевского. Справедливости ради нужно отметить, что первый вариант такого воздухоотводчика в 1931 году придумал минский сантехник Роев, его конструкция отличалась способом герметизации деталей. В основе конструкции крана Маевского лежит запорный клапан игольчатого типа в пробке, ввинчиваемой в отверстие 1″, 3/4″ или 1/2″ в верхней части радиатора. Принцип работы крана Маевского заключается в том, что диаметр отверстия в латунной или изготовленной из нержавеющей стали пробке составляет 2 мм, что делает невозможным отбор воды в больших объемах.
Для штатного выпуска воздуха клапан нужно провернуть примерно на один оборот до появления характерного шипения, при этом подставив под него небольшую емкость или тряпку для сбора небольшого количества воды, которая начнет сочиться после того как выйдет воздух. Крайне не рекомендуется выкручивать клапан полностью, т.к. из-за сильного давления ввернуть его на место может оказаться невозможным!
Притом, что все эти устройства схожи по принципу действия, тем не менее применение того или иного вида запорной арматуры в каждом случае обусловлено характеристиками среды и требованиями, которым должно соответствовать изделие. Вне зависимости от промышленной или бытовой области применения, в большинстве случаев запорная арматура составляет порядка восьмидесяти процентов всех изделий, установленных трубопроводной системе.