Как заполнить систему отопления закрытого типа антифризом без насоса?

Содержание

Ежегодно по завершению отопительного сезона автономные водяные контуры, старательно поставлявшие владельцам тепло, освобождаются от воды или замещающего ее антифриза. С наступлением первых прохладных дней вновь производится заполнение системы отопления теплоносителем, необходимым для ее работы.

С порядком выполнения этой непростой работы и необходимым оборудованием стоит ознакомиться, чтоб не допускать ошибок.

Как заполнить отопительный контур водой

Из-за текучести и высокой теплоёмкости, для передачи тепла от котла до потребителей, применяют жидкостные теплоносители, среди которых первое место занимает вода.

Ее используют для заполнения даже самых ёмких систем отопления. Она общедоступна и стоит недорого, что и определяет широчайшую область применения.

Галерея изображений

Фото из

как заполнить систему отопления закрытого типа антифризом без насоса

Заполнение теплоносителем водяных систем отопления производится после сборки автономного контура, запуска его перед началом сезона или замены отдельных компонентов

как заполнить систему отопления закрытого типа антифризом без насоса

Большинство водяных систем отопления заполняется обычной водопроводной водой, очищенной от примесей комплексом фильтров. Автономные системы в северных регионах нередко заливаются раствором антифриза

как заполнить систему отопления закрытого типа антифризом без насоса

Для ускорения процесса заливки теплоносителя в отопительную систему частного дома лучше задействовать насос, перекачивающий воду из бака в контур

как заполнить систему отопления закрытого типа антифризом без насоса

Кран, расположенный перед расширительным бачком как закрытого, так и открытого типа, следует открыть перед началом заливки

как заполнить систему отопления закрытого типа антифризом без насоса

В обязательном порядке необходимо открыть краны, установленные рядом с циркуляционным насосом

как заполнить систему отопления закрытого типа антифризом без насоса

Следует обеспечить теплоносителю возможность занять положенный ему объем в котле и подведенных к нему магистралях, открыв краны до и после нагревательного оборудования

как заполнить систему отопления закрытого типа антифризом без насоса

Краны, установленные на входе и выходе из радиатора, также нужно открыть. Закрывают только краны Маевского

как заполнить систему отопления закрытого типа антифризом без насоса

Установленные на стояках или в высшей точке системы автоматические воздухоотводчики тоже открывают, чтобы воздух свободно выходил

Причины заполнения контура отопления

Специфика выбора теплоносителя

Оборудование для ускорения заполнения

Кран на расширительный бак

Кран перед циркуляционным насосом

Обеспечение свободного доступа в котел

Кран Маевского и шаровые вентили приборов

Автоматический воздухоотводчик на стояке

Как откачанная из естественных водоемов или скважин, так и водопроводная вода имеет много примесей и минеральных включений. При закипании примеси оседают накипью на стенках котла и образуют аналогичные по составу наросты на трубах. Эти отложения крайне вредны системам с последними модификациями нагревательных агрегатов. Поэтому воду нужно предварительно очистить, прокипятить или, если позволяют средства приобрести дистиллят.

Второй недостаток воды заключается в способности содержать в себе кислород, вызывающий коррозию металла. Из-за высокой минерализации вкупе с выделяющимся при нагреве кислородом воду не рекомендуют менять в отопительных контурах чаще раза в год.

Вескими достоинствами воды как теплоносителя являются оптимальная вязкость и теплоемкость. Она аккумулирует и отдает тепло лучше антифризов на 15-20 %. Уступает им по текучести, благодаря чему не просачивается через уплотнения разъемных соединений системы, по вязкости, благодаря чему резвее перемещается по трубам.

Самый востребованный и широко применяемый вид теплоносителя отопительных систем — вода, привлекающая низкой стоимостью и общедоступностью

Расчет объема теплоносителя для заливки

Чтобы грамотно заполнить водой собственную систему отопления, нужно определить ее потребуется в литрах. Объем теплоносителя без особых проблем можно рассчитать самому. Для этого надо суммировать

Vсист. отопл. = Vкотла + Vрасш.бачка + Vрадиат. +  Vтруб 

Полезный объем котла обычно указывается производителем в технической документации на выпускаемое им оборудование. Вместительность секционных радиаторов тоже. Если подобной информации не удается найти, то есть усредненные показатели:

V одной секции радиатора в зависимости от материала корпуса:

В таблице указаны усредненные данные об объеме воды в радиаторах. Реальный объем будет отличаться в зависимости от габаритов прибора отопления

Общий объем радиатора находится умножением этой цифры на количество секций.

Vрасш.бачка закрытого типа перед покупкой подбирают так, чтобы его полезный объем равнялся или слегка превосходил объем воды с учетом температурного расширения. Значит, этот параметр тоже должен быть известен.

По упрощенной схеме объем расширительного бачка мембранной конструкции вычисляется путем умножения объема воды в системе на коэффициент 0,03 (+)

Для систем отопления открытого типа с расширительным бачком, свободно сообщающимся с атмосферой, объем принимается согласно фактическим размерам.

Объём в трубах:

V труб = 0.786×D2×L

где D – внутренний диаметр труб, L – длина труб.

Объём системы тогда будет равен:

V системы = V труб + V котла + V расширительного бака + V потребителей.

Где V потребителей, это сумма объёмов, бойлера и других устройств. Их объёмы можно узнать из технической документации или рассчитать. Расчётный объём нудно увеличить на 15 -20 процентов, т.е. умножив на 1,15 или 1,20.

Самый простой способ определения объема воды в отопительном трубопроводе предоставит таблица с уже имеющимися данными (+)

Более трудоёмкий способ, это заполнить систему водопроводной водой и затем слить, измеряя объём счётчиком или мерными ёмкостями.

Иногда используется водопроводная вода, но это сильно сокращает время работы отопления. Экономя рубль, мы теряем тысячи. Лучше в таком случае пропустить воду через специальные мембранные или химические катионные фильтры.

Для заполнения отопления нам необходимы так же переходные шланги и насос для перекачки жидкости.

Зависимость техники заливки от причины

Причины заполнения влияют на последовательность работ. Если это новая система, то проверяем её визуально и проводим испытания, опрессовку избыточным давлением, закачав воздух или жидкость примерно 2-2,5 атмосферы (норма 1,25 часть рабочего давления, но не менее 2 атмосфер). По манометру контролируем отсутствие падения давления.

Для заполнения небольших контуров отопления можно вместо компрессора взять автомобильный насос. Иногда проводят опрессовку непосредственно жидкостью, используя центробежный насос, предварительно подключив расширительный бак к системе. При небольших объемах можно использовать ручной насос с отделением для жидкости.

Для заправки небольшого контура отопления теплоносителем лучше взять в аренду ручной насос с устройствами контроля за состоянием заполняемой системы

Если проводим периодическую чистку системы с заменой воды, то необходимо вначале слить жидкость, приготовив для неё место или тару. Дождавшись остывания теплоносителя, сбрасываем избыточное давление, открутив ниппель. В верхней точке открываем вентиль или клапан Маевского для сообщения с атмосферой. В нижней точке постепенно открываем кран слива. При резком открытии возникают гидроудары, приводящие к повреждению. Здесь нужно быть осторожным.

Слив теплоноситель, наполняем систему промывочной жидкостью и с помощью насоса обеспечиваем её циркуляцию.

Промывка химическими присадками растворяет накипь, осадки и ржавчину, куски которой отсеиваются через фильтр и оседают в накопительной ёмкости

Затем промывают чистой водой с добавками и нейтрализатором, призванными нейтрализовать добавки первой промывки.
После этих операций, как и в первом случае, проводится опрессовка отопления. Выявленные протечки и ослабленные места бывают обычно в местах сварочных работ и резьбовых соединений.

Чугунные батареи оснащены соединительными прокладками, которые со временем усыхают, грубеют и при остывании протекают. Их следует заменить и провести дополнительную подтяжку батарей. После ремонтных работ опять опрессовка и при положительном результате переходим к следующему этапу.

Многократная опрессовка автономной сети отопления позволяет убедиться, что после выполнения промывки и прочих операций контур остался в рабочем состоянии

Заполнение отопления водой происходит через нижнюю точку при открытой верхней. Подключив электронасос, через кран закачиваем воду в систему. Причём кран открыт наполовину или менее для исключения гидроудара. Постепенно система заполняется, что подтверждает шум от движения воды и легкое булькание. Заканчиваем, когда из верхней точки начнёт течь вода.

Затем начинаем стравливать воздух из подключенных потребительских приборов, котла, бойлеров, расширительного бачка с мембраной и батарей с помощью имеющихся кранов и клапанов. Далее к верхней точке системы подключаем прозрачный шланг, который опускаем в ёмкость с теплоносителем. Включив насос, дополнительно заполняем отопление до тех пор, пока из прозрачного шланга в ёмкости не потечет вода без пузырьков воздуха.

Если есть возможность, после, можно закольцевать закачивающую систему шлангом, и прогнать теплоноситель несколько раз. Это обеспечит дополнительную дегазацию. И наконец, накачивают воздух за мембрану расширителя, обеспечивая необходимое давление для работы циркуляционного насоса отопления, который включаем для прогонки без нагрева.

Для полной проверки качества заполнения системы необходимо в пробном порядке включить отопление и по нагреву, определить отсутствие воздушных пробок и равномерность нагрева с помощью тепловизора или инфракрасного измерителя температуры.

В завершении работ надо проверить температуру, которую поставляет система отопления. Первоначальная температура теплоносителя должна быть такой, чтобы здание смогло прогреться

Одновременно с помощью кранов или современных терморегуляторов проводится установка и регулировка температур в помещениях. Оценивается и эффективность теплоизоляции. Необходимо предусмотреть запас очищенной воды и средства её доливки в систему, для исключения потерь на испарение. Все эти действия призваны обеспечить безаварийную работу отопления на зимний период.

Правила выполнения подпитки отопления

В последнее время не только в частные дома, но и в квартиры стали устраивать индивидуальное отопление. Обычно устанавливают двухконтурные котлы, имеющие модуль подпитки. И проще научится самому производить подпитку, чем вызывать мастера, для этого:

  • Открываем кран внизу котла, затем в верхней точке системы клапан сброса воздуха и при появлении воды закрываем его и кран подпитки.
  • Включаем котел и если в насосе слышно журчание и булькание, то снимаем с котла внешнюю обшивку и находим его.
  • Ослабляем, но не откручиваем винты отвёрткой, для стравливания из него воздуха до появления влаги. У насоса есть для этого крышка, прикрученная винтами. Хотя в инструкциях и написано, что эти котлы имеют устройства автоматического сброса воздуха, они не могут удалить его весь.

Особенно при первом пуске отопления нужно постепенно, плавно производить нагрев теплоносителя для исключения повреждений от гидроударов. Нельзя сразу включать котёл на полную мощность. При остановке отопления, так же важно медленно понижать температуру.

Это особенно важно для протяжённых отопительных сетей, которые имеют значительную деформацию, тепловое расширение. От этого расширения или сжатия, удерживающими креплениями или формами, образуются напряжения, которые разряжаются скачкообразно, передавая удар жидкости.

Жидкость в зависимости от проходных сечений, может увеличить силу удара и произвести разрушение в другом месте, обычно на изгибах. А если возникает резонанс, то нагрузки увеличиваются в разы и трубы даже срываются с креплений. Начинают «играть» и «плясать».

При быстром заполнении жидкостями, в трубах, из-за воздушных пробок, так же образуются повышения давления, разряжающиеся гидроударами. Вот откуда исходит рекомендация сливать и заполнять отопление медленно, на четверть или половину открыв кран. Резонансные явления, зависящие от размера, веса, креплений, толщины отложений и других факторов, изменяются. Это накладывает дополнительные ограничения. Нужно не спешить и быть внимательным.

Вот поэтому проектирование тепловых сетей предприятий и многоквартирных домов делают специалисты учитывающие множество факторов. Отопление индивидуальных домов делают по типовым проектам.

Вода обладает многими достоинствами. Но что она замерзает и размораживает трубы, при отрицательных температурах, ограничивает ее применение

Технический прогресс и удешевление оборудования умного дома позволяет с помощью смартфона контролировать и изменять параметры отопления дистанционно. Главное, находиться в зоне действия сотовой связи и интернета. Это еще больше расширяет возможности использования воды, ведь своевременно можно принять меры и предотвратить ее размораживание.

Оснастив систему отопления устройствами для дистанционного управления можно управлять его работой посредством GSM на расстоянии

Остальные удобства, такие как поднятие температуры в помещении перед приездом и экономный режим во время отъезда, прилагаются.

Выбор воды для отопления, целесообразен, если предусмотрена резервная система отопления. Если отопление в зимнее время используется периодически или есть вероятность отключения и разморозки оборудования, то лучше использовать незамерзающие жидкости. Например, на даче со свойственными дачной зимней жизни кратковременными посещениями.

Заправка незамерзающим теплоносителем

Прежде чем выяснять, как нужно заполнять различные системы отопления незамерзающими жидкостями или антифризом, следует разобраться в их разновидностях.

Для нормальной работы отопительных систем антифризы (anti – против, freeze – мёрзнуть) должны быть:

  1. нетоксичными, исключающими возможность малейшей угрозы для людей;
  2. негорючими, и их пары взрывобезопасными;
  3. инертными к материалам, из которых выполнена отопительная система;
  4. обладать теплоемкостью не менее расчетного ее значения;
  5. отличаться текучестью.

В «чистом» виде антифризы агрессивны, способны разрушать трубопроводы, котлы и приборы отопления. Для снижения или вовсе исключения негативных свойств незамерзающих жидкостей их разбавляют водой в пропорциях, указанных производителем составов.

Антифризы выпускают в двух вариантах, различаемых по температуре замерзания. Это концентрированное средство -65°С и разбавленное — 30°С

Используют и добавки: антикоррозионные, стабилизирующие, очистительные, антипенные и другие. Чем меньше воды, тем ниже температура замерзания и выше стоимость. При разбавлении антифризов обычно нужно добавлять и присадки, которые идут в комплекте. Присадки работают при определенной концентрации.

Без комплекса добавок, составы использовать нельзя, так как они обеспечивают заданные параметры. По этой же причине не рекомендуется смешивать разные теплоносители особенно с разной основой. Резко уменьшается их срок эксплуатации.
Антифризы имеют повышенную вязкость, их нельзя использовать в отоплении с естественной циркуляцией.

Средний срок годности органических теплоносителей 3 – 5 лет, через которые присадки теряют свойства и жидкость становится агрессивной. При замене старый антифриз нужно откачивать и отвозить на утилизацию, что дополнительно увеличивает затраты.

Когда-то и автомобили использовали воду для охлаждения, но сейчас это редкость. Сейчас в мире более 70 процентов отопительных систем работают на воде, но процент все время уменьшается. Причиной сдерживающей широкое распространение антифризов является как их высокая стоимость, так и повышенные требования к оборудованию, токсичность и необходимость их утилизации. Отработавшие свой срок антифризы, для более полного удаления сливается в подогретом до 45 градусов состоянии.

Сейчас основное оборудование рассчитано на воду и производители дорожащие репутацией, часто указывают, что они не гарантируют работу на антифризах. Или указывают разрешенный тип антифриза при определенных условиях. Самому экспериментировать опасно.

Незамерзающие составы критичны к перегреву. В них начинается распад и образование газов, твердых отложений. Образуются воздушные пробки, пригары в котлах и отказ оборудования. При температурах 80 градусов и выше начинается парообразование, поэтому современные котлы имеют нагрев до 75 градусов, поддерживаемых автоматикой. При превышении происходит аварийное отключение котла. С органическими теплоносителями температуру снижают до 70 градусов.

В гравитационных системах отопления нежелательно использовать антифризы. У них слишком большая вязкость для самопроизвольного движения по трубам. Из открытого расширительного бачка жидкость будет свободно испаряться, заставляя регулярно пополнять объем и выделять едкие летучие вещества

Для безопасной работы контура отопления с антифризом нужна автоматика, отключающая нагревательный агрегат при превышении температуры. Если в схеме системы отопления нет подобного устройства, антифризы в качестве теплоносителя не стоит использовать.

Обычно в технической документации на котлы и оборудование указывается вид теплоносителя. Применение другого теплоносителя снимает ответственность с производителя и прекращает гарантийное его обслуживание.

Для заправки систем отопления выпускают теплоносители на основе — этиленгликоля, пропиленгликоля и глицерина.

Самый дешевый этиленгликоль

Недостатком является токсичность, доза 100 – 250 грамм смертельна для человека. Имеет третий класс опасности по ГОСТ. Токсичны так же и пары. Допустимая норма ПДК – 5 миллиграмм/куб. метр. Поэтому в открытых отопительных системах использовать нельзя. Запрещен и для двухконтурных котлов, ведь возможна протечка средства в магистраль горячего водоснабжения.

Для исключения этого, умельцы делают давление водопровода выше, чем отопления. Но и это не даёт полной гарантии и может вызвать, при повреждениях, отказ котла. Использовать этиленгликоль разрешено только для закрытых систем отопления.

Заполнять отопительный контур незамерзайкой на основе этиленгликоля следует в перчатках и в респираторе. Жидкость токсична, при попадании на кожу может вызвать ожог

Утечки и прорывы отопления весьма вероятны. Если система заполнена недорогим, но токсичным средством на основе этиленгликоля, протечки могут создать опасность для здоровья владельцев дома. Относительно низкая цена является причиной применения. Здоровье же не купишь, как антифриз. Поэтому выбор за вами.

Этиленгликоль имеет в 1,5 -3 раза большую проникающую способность и агрессивность к уплотнениям.

Повышенная текучесть антифриза требует использования паронитовых или тефлоновых уплотнений и специальных герметизирующих паст и уплотнителей в разъемных соединения. Стандартные варианты для водяных контуров не подходят

Автомобильные антифризы, тосолы, использовать категорически нельзя, как содержащие более токсичные присадки.

У гликолевых теплоносителей:

  1. максимальная температура должна быть не более 70 градусов, что ещё больше увеличивает размер батарей;
  2. вязкость на 40- 60% выше и для прокачки требуется в 1,5 – 2 раз большая мощность мотора и минимизация изгибов, отводов и увеличенный размер труб;
  3. объёмное расширение при нагреве на 140- 150% больше, требуется на такую же величину, увеличенный объём расширительного бака;
  4. плотность на 15 – 20% выше, увеличиваются прочностные характеристики.

Строительство новой системы, рассчитанной на применение синтетических теплоносителей, соответственно обходится в 1,3 – 1,5 раза дороже, чем сооружение водяного аналога. О немалой стоимости самой незамерзающей жидкости тоже не стоит забывать.

Переделка водяной так же не используется, так как сокращаются сроки эксплуатации и в результате обходится дороже. Так же гликолевые смеси агрессивны к цинку, взывая отслоение и шлам, полностью забивающей трубы. В старых конструкциях оцинкованные трубы распространены.

Тем не мене, при учете вышеуказанных недостатков этиленгликоль еще применяется. Заполнять системы необходимо, только после того как всё оборудование теплосистемы будет приспособлено для заправки антифризами.

Особенностью является необходимость расположения оборудования для заправки, на непроницаемых покрытиях, для недопущения попадания гликоля в жилые помещения и тщательный контроль соединений переходных шлангов. Хотя это, аккуратные мастера, делают при заправке любыми антифризами.

Специфика применения пропиленгликоля

В последнее время активно вытесняет другие виды теплоносителей, хотя по своим физико-техническим параметрам почти не отличается от этиленгликоля и требует почти такого же изменения оборудования теплосистем.
Относится по ГОСТ ко второму классу опасности и также требует утилизации. Пары ПДК – 7 миллиграмм/ куб. метр.

Антифризы этой группы выпускаются на базе фармакологического пропиленгликоля, не оказывающего столь вредного влияния на организмы как предыдущий вариант

Преимущества этого незамерзающего теплоносителя:

  1. относительно экологически чист и безвреден для людей. Это основная причина, почему сейчас многие производители его рекомендуют для одноконтурных и двухконтурных котлов;
  2. обладает смазывающими свойствами, что облегчает работу насосов;
  3. при полном испарении воды не замерзает, сохраняя текучесть;
  4. коррозионная активность очень низкая, а с добавками ещё улучшается;
  5. при проливе достаточно смыть водой и протереть.

Есть у жидкости на полипропиленгликоле недостатки. Это
стоимость его, которая в 1.5 – 2 раза выше этиленгликоля, ведь производится он в основном за границей. Жидкость агрессивна
к металлическим трубам, не совместима с трубопроводами, сооруженными из оцинкованных труб, т.к. при контакте с цинком присадки состава теряют свои свойства. При температуре выше допустимой начинается разложение с образованием газов, пены и твердого нерастворимого осадка.
Несмотря на все эти недостатки, считается одним из лучших теплоносителей.

Особенность глицериновых теплоносителей

Такие же безвредные, как и пропиленгликолевые, при допустимых температурах. Их исторически раньше всех стали использовать для этих целей, получая глицерин из жира. Пролив не опасен. Достоинством является цена, которая ниже чем у пропилена, оставаясь выше этиленгликоля. Поэтому используется фальсификаторами для разбавления полипропиленгликоля.

Незамерзающая жидкость на основе глицерина относится к разряду элитных. Она безопасна для окружающих и среды. Заливку такого антифриза можно проводить так же, как и заправку системы водой

Даже некоторые европейские производители добавляют его около до 10%, поэтому нужно быть внимательным и читать состав. С другой стороны, в Европейском союзе, как основной компонент теплоносителя, глицерин не применяется.

Глицерин обладает более широкими до 105 градусов, предельными температурами. Класс опасности два.

Недостатки:

  1. при превышении максимальных температур при разложении выделяется ядовитый газ, обладающий неприятным запахом;
  2. при выпаривании, становится гелеобразным, начинаются пригары и разложение, нужно регулярно компенсировать выпаривание, добавляя дистиллят;
  3. обладают повышенной вязкостью и требуются трубы большего диаметра;
  4. легко вспенивается, что частично убирается присадками;
  5. обладает повышенной проникающей способностью и требует применения паронитовых и тефлоновых проклаток.

Обладает значительной коррозионной активностью, и давно отвергнут автомобилестроителями. За счёт современных присадок, это уменьшается и сводится на нет. Да ещё при правильной эксплуатации.

Глицериновые теплоносители, тем не менее, рекомендуют в большей степени, чем этиленгликолевые за их безвредность и с комплексом присадок удовлетворительно работают в тепловых сетях. Беда в том, что в погоне за деньгами, выпускают продукцию без полного комплекса добавок или совсем без них. Нужно быть внимательным при покупке.

В особый вид можно отнести системы отопления с электродными котлами, в которых теплоноситель является и нагревательным элементом. Нагрев происходит при протекании тока через раствор при его ионизации.

Раствор вдобавок к вышеперечисленным, должен иметь расчётное электрическое удельное сопротивление порядка 3,5 – 4 КОм×см. Для этого применяют водный раствор или раствор пропиленгликоля с добавками, которые и создают необходимые электрические характеристики.

Этот вариант дороже, найти в продаже сложнее, канистры не всегда маркированы. Производители с безупречной репутацией в маркировке указывают «элитный»

Выводы и полезное видео по теме

Ролик наглядно представит процесс заправки отопительного контура и настройки расширительного бака:

Общими для всех теплоносителей является постепенность при запуске системы. Температуру нужно наращивать медленно, ступенчато, не только из-за теплоносителя, но и присадок, которые с температурой так же изменяют свои свойства. Процесс заполнения систем, как водой, так и антифризами аналогичен, но требования к качеству работ и безопасности при заправке антифризами, увеличиваются. Отработавшие свой срок антифризы, требуют одноразовой тары и вывоза для утилизации.

Как заполнить систему отопления теплоносителем: описание от «а» до «я»

Работа системы отопления – это слаженный механизм, надежность и эффективность которого зависит от его составляющих. Главным из них считается теплоноситель – жидкость, обеспечивающая передачу тепловой энергии от котла в помещение дома. Для этого нужно правильно заполнить закрытую систему отопления водой или теплоносителем. В чем специфика этой процедуры и как это сделать правильно?

Периодичность замены теплоносителя

Закрытая система отопления с подключением к водопроводу

В течение отопительного сезона даже изначально качественный теплоноситель постепенно теряет свои свойства. Это связано с периодическим изменением его температуры, в результате чего происходит выделение осадка (для воды) или изменение вязкости вещества (синтетические теплоносители). Если вовремя не выполнить заполнение системы отопления теплоносителем, то могут произойти следующие негативные моменты:

  1. Уменьшение КПД в работе отопления. Это является следствием снижения эффективности теплопередачи из-за наличия в жидкости сторонних элементов – известкового осадка и ржавчины.
  2. Вероятность выхода из строя котла отопления, радиаторов и запорной арматуры. Только заполнив отопление теплоносителем можно избежать подобные проблемы. Это связано с постепенным насыщением воды кислородом, в результате чего увеличивается пенообразование и значительно ускоряются коррозийные процессы на внутренней поверхности стальных элементов системы.

Своевременное заполнение водой закрытой системы отопления может быть разным по времени. Все зависит от состава теплоносителя и температурного режима работы котла. Для дистиллированной воды оптимальная периодичность замены составляет 1 год, т.е. перед каждым отопительным сезоном. В случае использования теплоносителей на основе этиленгликоля, пропиленгликоля или глицерина время службы составляет от 3 до 7 лет. Оно зависит от концентрации химических компонентов – чем их больше в общем объеме, тем дольше будет служить жидкость.

Однако перед тем как заполнить водой закрытую систему отопления, нужно определиться с видом теплоносителя – будет это обычная Н2О или усовершенствованные жидкости.

Для того чтобы заполнить или добавить в систему отопления двухконтурного котла антифриз, нужно узнать – можно ли это делать. Производители котлов указывают растворы, которыми можно заполнить систему отопления.

Вода или теплоноситель: выбираем оптимальный заполнения системы

Антифриз для системы отопления

Оптимальный состав жидкости должен определяться параметрами системы отопления. Зачастую система отопления заполняется водой, так как она имеет ряд существенных преимуществ. Определяющим является доступная стоимость – часто берут простую водопроводную воду. Однако это в корне неправильно. Большое количество элементов металла и щелочи будут способствовать образованию нароста на внутренних стенках труб и радиаторов. Это приводит к уменьшению проходного диаметра, возрастанию гидравлических потерь на отдельных участках магистрали.

Но как правильно заполнить закрытую систему отопления водой, чтобы избежать подобных неприятностей? Специалисты рекомендуют использовать дистиллированную воду. Она максимально очищена от примесей, что сказывается в лучшую сторону на ее физических и эксплуатационных свойствах.

  • Энергоемкость. Вода хорошо аккумулирует тепло, чтобы впоследствии его передать в помещение;
  • Минимальный показатель вязкости. Это важно для закрытых систем отопления с принудительной циркуляцией и сказывается на мощности центробежного насоса;
  • При повышении давления в трубах точка кипения сдвигается в большую сторону. Т.е. фактически процесс перехода из жидкого в газообразное состояние происходит при температуре от 110°С. Это дает возможность использовать высокотемпературные режимы отопления.

Но если существует вероятность воздействия отрицательных температур, то вода, как жидкость для заполнения систем отопления, неприемлема. В таком случае следует использовать антифризы, у которых порог кристаллизации значительно ниже, чем 0°С. Оптимальный вариант – растворы пропиленгликоля или глицерина со специальными добавками. Они относятся к классу безвредных веществ и используются в пищевой промышленности. Лучшими техническими качествами обладают растворы на основе этиленгликоля. До недавнего времени ими заполняли закрытые системы отопления. Однако они крайне вредны для человека. Поэтому несмотря на все их положительные качества, применять антифризы на основе этиленгликоля не рекомендуется.

Но чем можно заполнить систему отопления – водой или антифризом? Если отсутствует вероятность воздействия низкой температуры, лучшим выбором будет вода. В противном случае рекомендуется применять растворы специального теплоносителя.

Автомобильный антифриз нельзя заливать в систему отопления. Это приведет не только к поломке котла и выхода из строя радиаторов, но и будет опасно для здоровья.

Технология слива воды, прочистка труб отопления

Сливной кран в системе отопления

Перед тем как заполнить систему отопления двухконтурного котла необходимо выполнить слив старого теплоносителя. Эта процедура является обязательной и, несмотря на свою кажущуюся простоту, должна выполняться по определенной технологической схеме. Сначала необходимо отключить отопление и дождаться снижения температура воды до комнатной. Только после этого можно правильно заполнить закрытую систему отопления дистиллированной водой.

Затем открывается сливной кран, расположенный в самой низкой точке системы. Дождавшись слива воды, нужно открыть кран Маевского, который находится в верхней точке контура. Это необходимо для стабилизации давления в трубах. После выполнения этих работ нужно промыть систему. Это делается до того как заполняется система отопления в частном доме. Для этого необходимо использовать специальные средства и оборудование. К отопительному контуру подключается насос, который нагнетает промывочную жидкость в систему отопления. Она же действует разрушающе на отложения в трубах. После нескольких циклов прохождения вместе с жидкостью удаляются загрязняющие элементы.

Использованную жидкость нельзя сливать в канализационную систему. Она должна собираться в герметичные емкости, которые в дальнейшем утилизируются специальными компаниями.

Способы заполнения – встроенный механизм и насосы

Насос для заполнения отопления

Как заполнить систему отопления в частном доме — используя встроенное подключение к водопроводу с помощью насоса? Это напрямую зависит от состава теплоносителя — вода или антифриз. Для первого варианта достаточно сделать предварительную промывку труб. Инструкция по заполнению системы отопления состоит из следующих пунктов:

  • Необходимо удостовериться, что вся запорная арматура стоит в нужном положении — вентиль слива закрыт также как предохранительные клапаны;
  • Кран Маевского в верхней точке системы должен быть открыт. Это необходимо для удаления воздуха;
  • Вода заполняется до того момента, пока из крана Маевского, открытого ранее, не потечет вода. После этого перекрывается;
  • Затем необходимо удалить излишки воздуха из всех приборов отопления. На них должен быть установлен воздушный клапан. Для этого нужно оставить кран заполнения системы открытым, следите чтобы вышел воздух из конкретного прибора. Как только из клапана потечет вода — его нужно перекрыть. Такую процедуру нужно сделать для всех приборов отопления.

После того как произошло заполнение воды в закрытой системе отопления, нужно проверить параметры давления. Оно должно составлять 1,5 бар. В дальнейшем для предотвращения протечек выполняется прессовка. О ней будет сказано отдельно.

Заполнение отопления антифризом

Перед тем как приступить к процедуре добавления антифриза в систему, нужно его подготовить. Обычно используют 35% или 40% растворы, но для экономии рекомендуется приобрести концентрат. Разбавлять его следует строго по инструкции, и только применяя дистиллированную воду. Помимо этого необходимо подготовить ручной насос для заполнения системы отопления. Он подключается к самой нижней точке системы и с помощью ручного поршня выполняется нагнетание теплоносителя в трубы. Во время этого необходимо следить за следующими параметрами.

  • Выход воздуха из системы (кран Маевского);
  • Давление в трубах. Оно не должно превышать значения 2 бар.

Вся дальнейшая процедура полностью аналогична вышеописанной. Однако следует учитывать особенности эксплуатации антифриза — его плотность намного выше, чем у воды. Поэтому следует особое внимание уделить расчету мощности насоса. Некоторые составы на основе глицерина, могут увеличивать коэффициент вязкости при повышении температуры.

Перед заливкой антифриза необходимо заменить резиновые прокладки на стыках на паронитовые. Это значительно уменьшит вероятность появления протечек.

Автоматическая система заполнения

Для двухконтурных котлов рекомендуется применять устройство автоматического заполнения системы отопления. Оно представляет собой электронный блок управления добавления воды в трубы. Устанавливается на входном патрубке и работает полностью в автоматическом режиме.

Главным преимуществом этого устройства является автоматическое поддержание давления методом своевременного добавления воды в систему. Принцип работы устройства заключается в следующем: манометр, подключенный к блоку управления, подает сигнал о критическом снижении давления. Автоматический клапан подачи воды открывается, и находится в таком состоянии до тех пор, пока давление не стабилизируется. Однако практически все устройства автоматического заполнения водой системы отопления имеют высокую стоимость.

Бюджетным вариантом является установка обратного клапана. Его функции полностью аналогичны устройству автоматического заполнения системы отопления. Он также устанавливается на входящий патрубок. Однако принцип его работы заключается в стабилизации давления в трубах с системой подпитки водой. При падении давления в магистрали напор водопроводной воды будет воздействовать на клапан. Из-за разницы он автоматически откроется до момента стабилизации давления.

Таким способом можно не только подпитывать отопление, но и осуществлять полноценное заполнение системы. Невзирая на кажущуюся надежность рекомендуется визуально контролировать подачу теплоносителя. При заполнении отопления водой обязательно открываются клапаны на приборах для выхода излишка воздуха.

Прессовка системы отопления

Прессовка системы отопления

Перед заполнением системы отопления теплоносителем необходимо проверить герметичность всех стыков и соединений. Для этого выполняется прессовка — создание избыточного давления в трубах, т.е. искусственно создается ситуация дестабилизации системы.

Сделать это можно двумя способами — с помощью нагнетания воздуха или теплоносителя. Это обязательно делается еще до того, как заполняется система отопления двухконтурного котла. Выполнение этой процедуры можно осуществлять с помощью механического (электрического) насоса или подключив водоснабжение. Последний вариант не рекомендуется, так как контролировать процесс будет весьма сложно. Порядок выполнения состоит в следующем:

  • Предварительная визуальная проверка стыков и соединительных узлов;
  • Подключение механизма к входному патрубку системы;
  • Создание избыточного давления, значение которого должно превышать норму в 1,5 раза.

Обязательно проверяется состояние элементов отопления. В случае возникновения протечки процесс незамедлительно останавливается и может начаться только тогда, когда дефект будет устранен.

Контроль качества заполнения отопления

Перед тем как заполнять водой закрытую систему отопления, нужно убедиться в наличии всех защитных элементов. К ним относятся краны Маевского, байпасы, и устройства контроля — термометры и манометры. Они необходимы не только для контроля давления в трубах во время подачи теплоносителя, но и являются главными мерами безопасности во время работы отопления. Именно так можно правильно заполнить радиатор отопления водой.

Во время правильного заполнения закрытой системы водой необходимо контролировать следующие параметры:

  • Давление. Манометры необходимо установить в ключевых местах системы — крайних радиаторах отопления, и самой высокой точке. После окончательного выхода воздуха давление на всех манометрах должно быть одинаковым;
  • Отсутствие протечек.

Только таким образом можно достичь стабильного давления. Однако основной процесс проверки происходит во время включения котла. Температурное расширение воды при максимальном режиме работы не должно сказываться на целостность трубопроводов элементов отопления.

Открытая система отопления

Открытая система отопления

Если выполняется заполнение системы отопления открытого типа в частном доме, то порядок выполнения работ несколько отличается. Особенность заключается в том, что давление в трубах равно атмосферному. Поэтому главным элементом контроля является расширительный бак, установленный выше остальных приборов отопления.

В этом случае порядок заполнения системы отопления следующий:

  1. Выполняется слив старого теплоносителя и прочистка труб.
  2. На всех отопительных приборах открывается кран Маевского.
  3. Поступление жидкости для заполнения системы отопления можно осуществлять через обратную трубу.
  4. Как только весь воздух выйдет из системы — проверяется уровень воды в расширительном баке. Он должен быть заполнен на 2/3.

Примечательно, что с помощью ручного насоса, применяемого для заполнения системы отопления, можно и добавлять теплоноситель.

Для открытой системы отопления не допускается превышение давления. В противном случае это может привести к неправильному температурному режиму работы.

Как дополнить теплоноситель

Помимо инструкции по заполнению системы отопления необходимо знать правильность выполнения процедуры добавления теплоносителя. Такая ситуация может возникнуть 2 или 3 раза в течение отопительного сезона. Важно вовремя определить, что объем воды упал ниже критического. В зависимости от вида отопления существуют разные порядки заполнения системы отопления.

Закрытая система отопления

Главным показателем является снижение уровня давления в трубах. Для своевременного контроля в системе устанавливаются несколько манометров. Один из них обязательно располагается сразу после выхода горячего теплоносителя из котла. Также следует установить манометр на верхнем воздушном клапане. Падение давления в системе является следствием 2 факторов — возникновение аварийной ситуации (протечка) или естественное испарение жидкости. Если этот процесс происходит очень быстро — скорее всего произошел прорыв трубы. Постепенное снижение давления указывает на второй фактор.

Методика добавления жидкости полностью повторяет процедуру заполнения водой любой закрытой системы отопления. Для этого можно использовать ручные насосы для заполнения системы отопления (антифриз), либо воспользоваться подключением центрального водоснабжения.

Открытая система отопления

Заполнение открытой системы отопления водой рекомендуется осуществлять через расширительный бак. Это можно выполнять даже при относительно высокой температуре воды в трубах. Такой способ имеет несколько преимуществ — контроль уровня теплоносителя в системе во время заливки и улучшение циркуляции за счет разности плотности воды.

Существует опасность выхода из строя котла или радиаторов отопления, если дополнительное заполнение системы открытого отопления теплоносителем происходит при работающем котле. Поэтому эту процедуру рекомендуется выполнять при достижении воды в трубах комнатной температуры.

Для выбора антифриза рекомендуем ознакомиться с видеоматериалом.

Как залить воду в открытую и закрытую систему отопления?

После установки новой отопительной системы первый раз в неё заливают воду специалисты. Они проверяют герметичность системы, правильность подключения и работы котельного оборудования. Можно подсмотреть и научиться, как заливать воду в систему отопления, ведь в дальнейшем может возникнуть необходимость выполнить процедуру самостоятельно.

При эксплуатации любой системы отопления периодически требуется её наполнение теплоносителем. Хлопотно, да и дорого каждый раз вызывать специалистов. Поэтому с такой работой придётся справляться самостоятельно. Рассмотрим, как залить воду в систему отопления так, чтобы соблюсти все условия исправного функционирования.

Открытые системы

В таких системах отопления вода циркулирует естественным образом (не под давлением). В их верхней точке устанавливается расширительный бачок, в котором теплоноситель соприкасается с воздухом. В эту ёмкость поступает излишек воды, расширяющейся при нагревании. Сюда же спускается воздух из системы. Именно в бачок и заливают воду, хотя сделать это можно и через нижнюю часть системы, если в ней есть соответствующий разъём.

Опишем подробнее, как правильно залить воду в систему отопления, если она является открытой. С бачка снимают крышку и вливают воду, используя вёдра или шланг. Уровень воды в бачке определяют по индикатору.

Из верхней части бачка выходит сливная труба, подсоединённая к канализационной системе, через которую отводится излишек жидкости.

Наливать воду в систему нужно постепенно, порциями, давая время для выхода пузырей воздуха. Когда она перестанет сливаться в трубы, систему можно считать заполненной. Теперь нужно спустить оставшийся в радиаторах воздух, открыв краны Маевского. Под них ставят таз и откручивают краны. Как только в ёмкость польётся вода, краны закручивают. После спуска из радиаторов воздуха придётся долить воду в бачок. Когда работа будет закончена, можно включать котёл. Теперь понятно, как заполнить водой систему отопления, которая является открытой.

Закрытые системы

Это системы, в которых жидкость не контактирует с воздухом вне системы. Имеют насос для принудительной циркуляции воды и расширительный бачок с мембраной. Более подробно о системе отопления с насосной циркуляцией мы уже писали здесь. Бачок представляет собой герметичную ёмкость, которая внутри разделяется на две части резиновой мембраной. В нижней его части находится теплоноситель, а в верхней – воздух под давлением в полторы атмосферы. Он давит на мембрану, в результате чего в системе устанавливается постоянное давление в 1,5 атм.

Расскажем, как заполнить закрытую систему отопления без ошибок. Лучше, чтобы работу выполняли два человека. Один будет заливать воду, а второй – следить за спуском воздуха из труб. Но если такой возможности нет, можно просто включить воду под небольшим напором. Трубы в этой системе имеют небольшой уклон вверх от котла, до верхней точки. В этой точке устанавливают клапан, через который выводится воздух.

Перед тем, как заполнить водой закрытую систему отопления, клапан следует открыть и подставить под него таз.

Далее трубы должны иметь небольшой уклон вниз, до нижней точки. В этом месте устанавливают кран для удаления воды из системы. Здесь же есть патрубок для закачки в неё воды (обычно располагается чуть ниже котла). Он оснащён обратным клапаном, который позволяет воде поступать внутрь, но препятствует её вытеканию наружу. Если к патрубку подведена водопроводная труба с краном, следует просто его открыть. Если такой подводки нет, подойдёт другой способ, как заполнить систему отопления: с помощью гибкого шланга. Его нужно подсоединить к водопроводной системе (например, к обычному крану в кухне) и к патрубку. Давление в системе водоснабжения должно быть чуть больше давления отопительной системы.

Когда трубы и радиаторы отопления заполнятся теплоносителем, а из клапана в верхней части системы начнёт стекать вода, его стоит перекрыть. Затем нужно спустить воздух из батарей (кранами Маевского). Воду перекрывают, когда после полного спуска воздуха её давление на манометре, встроенном в котёл, достигнет полутора атмосфер (или больше, если паспортом котла предусматривается большее давление в системе).

В двухконтурных котлах имеется в наличии модуль подпитки водой отопительной системы. Он содержит кран для закачки воды. Поэтому не будет проблем с тем, как заполнить систему отопления двухконтурного котла, ибо сделать это легко. Достаточно открыть кран (внизу котла). Через него произойдёт заполнение водой системы отопления дома. Хотя современные котлы и оборудованы системами автоматического сброса воздуха, они не устраняют весь воздух из системы. Поэтому установка клапана в верхней её точке обязательна.

При запуске газового котла проделывают ещё одну важную процедуру. Снимают с котла лицевую крышку, находят цилиндрический циркуляционный насос подкачки, у которого посредине есть съёмная крышка. Включают котёл, устанавливают на нём рабочую температуру. В насосе начинается бульканье из-за наличия воздуха. Его нужно устранить. Для этого слегка (не полностью) откручивают крышку с помощью отвёртки, пока изнутри не начнёт прокапывать вода. Как только это случилось, закручивают её назад. Ждут 2-3 минуты и повторяют процедуру ещё пару раз. Когда работа прибора станет тихой, включится электроподжиг. Котёл начнёт подавать тепло в рабочем режиме. Ещё раз смотрят на давление в системе, и если надо, ненадолго открывают кран подпитки.

На этом завершается заполнение водой закрытой системы отопления, и остаётся произвести её дополнительную отладку. Она заключается в том, что с помощью регулирующих клапанов на патрубках радиаторов можно немного прикрутить подачу тепла на батареи, которые расположены недалеко от котла, и увеличить его подачу на дальние радиаторы. Теперь не возникнет заминки с тем, как правильно заполнить закрытую систему отопления водой, и можно сделать эту работу самостоятельно быстро и качественно.

Вместо воды

Возникает вопрос: что залить в систему отопления частного дома вместо воды, чтобы улучшить эксплуатационные свойства теплоносителя? Для этих целей часто применяют антифриз. Он не замерзает даже при температуре ниже ноля градусов. Благодаря такому его свойству трубы и радиаторы не лопнут, если в помещении будет очень холодно. Если есть желание использовать антифриз, следует устанавливать трубы небольшого диаметра и панельные радиаторы, чтобы снизить необходимое количество этого теплоносителя (он гораздо дороже воды).

Кроме того, заполнение системы отопления этой жидкостью хлопотное. Её невозможно закачать из водопровода. А при использовании шланга некоторое количество антифриза прольётся. К тому же, если система закрытая, невозможно залить теплоноситель через бак.

Проблема решается так:

  • Заливка снизу системы производится с использованием ручного (опрессовочного) насоса, который поспособствует возникновению в трубах номинального давления антифриза. Электрический насос подойдёт не всякий. Нужен специальный механизм, который может перекачивать не только воду.
  • К обратному клапану внизу системы крепится длинный шланг. Возле него ставится большая ёмкость. Второй конец шланга придётся поднять как можно выше (на второй этаж, чердак), чтобы создать повышенное давление. После окончания заливки жидкость из шланга сливают в подготовленную ёмкость.

Подпитка системы

Чтобы закрытая система отопления работала эффективно, в ней нужно поддерживать постоянное рабочее давление. А оно зависит от объёма жидкости, циркулирующей в трубах и радиаторах. Её утечки неизбежны, какими бы герметичными ни были узлы и места их соединения. Поэтому требуется постоянная подпитка системы отопления частного дома теплоносителем. Её производят через клапаны подпитки, монтируемые в месте с минимальным давлением жидкости (как правило, перед насосом).

Эти приборы бывают с механической и автоматической подачей теплоносителя. Если дом небольшой, имеет маломощную систему отопления, механического клапана достаточно. В этом случае перепады давления гасятся с помощью резиновой мембраны бачка. Но чтобы не допустить аварии, потребителю придётся постоянно контролировать давление в системе. Такая необходимость отсутствует после установки автоматического клапана (если он идёт в комплекте с котлом, ещё один покупать не нужно) с манометром. При наличии этого прибора не возникнет вопроса о том, как правильно заполнить систему отопления водой, не нарушив баланса давления теплоносителя.

Чтобы заполнение водой отопительной системы не вызывало постоянных хлопот, не отнимало много времени, необходимо установить современное оборудование (двухтрубную закрытую систему). Более подробно о двухтрубной системе отопления можно прочитать здесь. Нужно подойти к процессу заливки ответственно, и тогда дом много лет будет тёплым и комфортным.

Как заполнить систему отопления закрытого типа любыми видами теплоносителей

Важный вопрос, возникающий по окончании монтажа отопительных приборов, касается того, как заполнить систему отопления закрытого типа и запустить её в эксплуатацию. Процесс несложный, хотя его особенности вызывают типовые затруднения у рядовых пользователей. К ним относятся выбор точки закачивания и величины давления теплоносителя.

Открытая и закрытая системы отопления: принцип заполнения

Открытая система оснащается расширительным бачком в своей верхней точке. Поверхность жидкости-теплоносителя в нем непосредственно соприкасается с атмосферным воздухом. Закрытая система оснащена мембранным расширительным бачком, герметически изолированным от атмосферы.

Отопительные системы любого типа можно заполнять следующим образом:

  • водопроводной водой, подаваемой в нижнюю точку системы – через подпиточный вентиль;
  • водой (дистиллированной) или антифризом, подавая жидкость из емкости (колодца, водоема):
  • наливом вручную и/или посредством насоса в верхнюю точку (штуцер под воздухоотводчик или через открытый расширительный бак);
  • закачиванием насосом через нижнюю точку – подпиточный вход.

Многим домовладельцам известен простейший (и наихудший!) способ заполнения открытых систем через расширительный бачок. Вода/антифриз заливаются внутрь с перерывами для выпускания воздуха. Повторять этот способ в закрытых системах, используя патрубки верхних воздухоотводчиков, не рекомендуется. Воздух, изначально заполняющий систему, проходит вверх через слой заливаемой воды, растворяясь в ней. Воздушные пробки, препятствующие току воды по трубам и радиаторам, будут вам гарантированы.

Тогда как заполнить систему отопления закрытого типа? Рекомендуемым способом заполнения любых систем отопления является подача жидкости под давлением (из водопровода или емкости посредством насоса) через нижний подпиточный вентиль.

Расположение узла подпитки системы отопления.

Когда выполняется заполнение теплоносителем

Известны всего две ситуации, требующие выполнения данной технологической операции:

  • запуск отопления в эксплуатацию (в начале отопительного сезона);
  • повторный пуск после проведения ремонтных работ.

Обычно воду-теплоноситель сливают поздней весной по двум причинам:

  1. Вода неизбежно загрязняется продуктами коррозии (внутри радиаторов, металлопластиковые и полипропиленовые трубы ей не подвержены). Оставив старую воду на новый сезон, рискуете сломать циркуляционный насос твердыми загрязнениями.
  2. Незапущенные залитые системы загородных домов могут «разморозиться» при внезапном похолодании – такие случаи нередки.
    В этом смысле предпочтителен теплоноситель-антифриз. Качественный состав обладает высокими антикоррозионными свойствами, повышающими «межсливной» интервал до 5-6 лет. Известны случаи бесперебойной работы отопления на одном и том же объеме антифриза 15-17 лет. Низкокачественный антифриз рекомендуется сливать через 2-3 года.

Закачка антифриза в систему отопления.

Технология заполнения: куда подавать теплоноситель

Необходимыми средствами являются емкость и насос, создающий требуемое давление жидкого теплоносителя. Вполне подойдут погружные типа «Гном» или «Малыш» (популярные у садоводов, использующих их для полива участков, расположенных выше уровней водоемов). Имеются свидетельства об успешном заполнении закрытых систем посредством ручных насосов – от используемых для опрыскивания защитными растворами огородных культур, до специализированных ручных насосов, применяемых для перекачки из бочек моторных топлив или жидких химических продуктов. Любую схему отопления можно успешно заполнить, контролируя давление по манометру.

Заполнение системы антифризом посредством погружного вибронасоса.

Первой операцией является выбор точки входа жидкости. Если напор, создаваемый насосом, поднимает жидкость до верха системы, следует подключаться в низшей точке котельной – патрубку подпитки теплоносителем, врезанному перед котлом в «обратку». Кроме входа подпитки необходим конструктивно отдельный выход слива (два разных узла системы). Первый оборудуется вентилем (шаровым краном) и обратным клапаном, второй – только вентилем (шаровым краном). Если низшая точка системы является штуцером слива воды из котла, то можно через него спустить/заполнить систему водой. Поскольку за котельным сливом (вообще за сливом) не устанавливается обратный клапан, любое выключение насоса повлечет вытекание закачанной жидкости – нужно быстро перекрывать кран перед штуцером.

Конструкция типового узла слива/подпитки.

Заполняем систему снизу

Итак, вернемся к закачке жидкости в систему. Используем емкость подходящего объема (хорошо подходит пластиковая бочка объемом 200 л). Опускаем в нее насос, создающий требуемое для закачки жидкости давление не выше 1,5 атм (типовое значение в диапазоне 1-1,2 атм). Такое давление требует создание насосом напора величиной 15 м (у погружного «Малыша» он достигает 40 м).

Заполнив бочку водой, запускаем насос, следя за уровнем жидкости, должным располагаться выше его входного патрубка для предотвращения «завоздушивания». Уровень снижается – доливаем воду. Закачивать антифриз следует из емкости меньшего объема (ведра), чтобы не погружать в жидкость корпус погружного насоса (и потом не мыть) – достаточно погрузить входной патрубок. Доливать антифриз придется часто, отключая периодически насос.

Заполнение системы выполняется при открытых кранах Маевского на установленных радиаторах отопления с подставленными емкостями для сбора воды. Когда жидкость пойдет из всех воздухоотводчиков, закрывают краны, продолжая процесс закачки.

Контролируем давление по манометру (подойдет прибор котла). Когда его величина превысит гидростатическое, равное давлению в столбе жидкости высотой от нижней до верхней точки системы (высота 5 м дает статическое давление 0,5 атм), продолжаем заполнять систему, отслеживая по манометру момент достижения давлением требуемой величены.

Закачивание антифриза насосом «Малыш».

Заполнив систему, выключаем насос, открываем воздушные краны (давление неизбежно упадет), после чего подкачиваем воду. Процесс повторяем несколько раз, вытесняя воздушные пузыри.

Завершаем заполнение осмотром системы на наличие подтеканий. После выключения насоса в шланге, подсоединенном к выходному патрубку, жидкость находится под давлением. Если закачивался антифриз, сначала отсоединяем шланг от входного патрубка насоса и сливаем жидкость в емкость, стараясь не облить корпус механизма.

Как правильно заполнить систему отопления закрытого типа сверху

Если нет электрического насоса, то заполнение системы, имеющей перепад высот нижней и верхней точек от 10 м, посредством ручного насоса является процедурой довольно утомительной. В этом случае закрытая система может заполняться через верхнюю точку (например, штуцер присоединения автоматического воздухоотводчика) самотеком с открытым сливным краном в нижней точке до начала вытекания из него воды. Сливной кран перекрывается, и мы имеем в нижней точке системы статическое давление, равное давлению в столбе жидкости до верхней точки (при 10 м давление будет 1 атм).

Теперь нужно повысить давление до расчетного уровня не выше 1,5 атм. К любому штуцеру системы подсоединяем через шаровый кран обычный поливочный шланг порядка 1,5 метра длинной. Придумываем на него легкосъемный переходник к шлангу обычного автомобильного насоса с манометром. Заливаем выпрямленный вертикально шланг водой, присоединяем через переходник насос и воздухом закачиваем воду из шланга в систему. Перекрываем шаровый кран. Достаточно 3-5 повторений процесса для повышения исходного статического давления в любой точке системы на 0,5 атм. Следует избегать накачивания внутрь нее воздуха.

Закачка антифриза ручным насосом.

Выбор величин давления в системе и расширительном бачке

Чем выше рабочее давление теплоносителя, тем меньше вероятность попадания воздуха в систему. Нужно помнить об ограничении рабочего давления величиной предельно допустимой для отопительного котла. Если при заполнении система было достигнуто статическое давление 1,5 атм (15 м водяного столба), то циркуляционный насос напором в 6 м вод. ст. создаст на входе в котел давление 15+6=21 м водяного столба.

Некоторые типы котлов имеют рабочее давление порядка 2 атм=20 м вод.ст. Будьте внимательны, не перегружайте теплообменник котла недопустимо высоким давлением теплоносителя!

Мембранный расширительный бак поставляется с заводским настроечным давлением инертного газа (азота) в газовой полости. Распространенная величина его равна 1,5 атм (или бар, что почти то же самое). Уровень этот можно поднять, подкачав в газовую полость воздух ручным насосом.

Изначально внутренний объем бака полностью занят азотом, мембрана прижата газом к корпусу. Именно поэтому закрытые системы принято заполнять до уровня давления не выше 1,5 атм (максимум 1,6 атм). Тогда установив расширительный бак на «обратку» перед циркуляционным насосом, мы не получим изменения его внутреннего объема – мембрана останется неподвижной. Нагрев теплоносителя приведет к росту его давления, мембрана отойдет от корпуса бака и сожмет азот. Давление газа повысится, уравновесив давление теплоносителя на новом статическом уровне.

Уровни давления в расширительном бачке.

Заполнение системы до давления в 2 атм позволит холодному теплоносителю сразу поджать мембрану, которая сожмет азот также до давления 2 атм. Нагрев воды от 0 °С до 100 °С увеличивает ее объем на 4,33 %. Добавочный объем жидкости должен поступить в расширительный бак. Большой объем теплоносителя в системе дает большое его приращение при нагреве. Слишком большое первоначальное давление холодного теплоносителя сразу израсходует емкость расширительного бака, ее не хватит для приема избытка нагретой воды (антифриза). Поэтому важно заполнять систему до правильно определенного уровня давления теплоносителя. Заполняя систему антифризом, нужно помнить о его большем, чем у воды, коэффициенте теплового расширения, требующем установки расширительного бака большей емкости.

Заключение

Заполнение закрытых систем отопления – не просто стандартная заключительная операция перед запуском в эксплуатацию. Правильное или неправильное выполнение этого этапа может серьезно повлиять на рабочие характеристики системы, в худшем случае даже вывести ее из строя. Соблюдение технологии заполнения – ключ к получению стабильно работающего отопления.

Как реализовать альтернативное отопление частного дома

Двухтрубная система отопления частного дома — классификация, разновидности и практические навыки проектирования

Однотрубная и двухтрубная разводка отопления в частном доме

Коллекторная система отопления частного дома – преимущества и недостатки

Источники:

Обогрев жилища с применением жидкостного теплоносителя является наиболее популярным. Надежность работы отопительных систем, состоящих из комплектов оборудования и трубопроводов, зависит от теплового носителя и его характеристик. Задача теплоносителя – переносить максимальное количество тепловой энергии при минимальных затратах.

Замена одного типа носителя тепла на другой производится для повышения эффективности работы системы отопления. Но прежде чем закачать или заменить новый теплоноситель в систему, необходимо выбрать сам носитель тепла.

Виды тепловых носителей

Наиболее дешевым теплоносителем является вода. Но применение воды не всегда оправдано. Воду следует использовать в системах отопления, которые не подвержены действиям коррозии. Применение в качестве носителя тепла воды имеет определенные оговорки. Такой теплоноситель должен пройти обработку дистилляцией, это предохранит систему отопления от образования в ней накипи. Применение воды, которая замерзает при нулевой температуре, может разрушить трубы в случае аварийного отключения.

Закачка специальных «незамерзаек» в качестве теплоносителя позволяет обеспечить качественную работу системы обогрева жилья. Рынок производителей антифриза для обогрева предлагает различные виды тепловых носителей, изготовленных на различной основе и обладающих определенными характеристиками, от которых зависит их конечная цена.

Основные требования к носителю тепла:

  1. Степень вязкости теплового носителя при изменении температуры;
  2. Инертность антифриза по отношению к другим материалам;
  3. Тепловой носитель не должен быть коррозийным и быть безопасным для жильцов по показателям токсичности и воспламенению;
  4. Теплопроводность материала;
  5. Цена теплового носителя должна соответствовать его окупаемости по срокам эксплуатации.

Популярные антифризы для отопления

H2_2 Антифризы на основе этиленгликоля делятся на две категории в зависимости от температуры замерзания: — 30 °C и — 65 °C. Этот тип дешевый и устойчивый к холодам.

Антифриз на основе этиленгликоля имеет существенный недостаток – высокую токсичность, ограничивающую условия его использования. Этиленгликоль, который производители в целях предупреждения об опасности окрашивают в красный цвет, не применяется в открытых системах отопления.

Пропиленгликоль, окрашиваемый производителями в зеленый цвет, является безопасным в эксплуатации. Теплоноситель имеет температуру замерзания — 35 °C и может использоваться в системах с открытым расширительным баком.

Антифриз, изготавливаемый на основе глицерина, безопасен в применении и имеет температуру замерзания — 30 °C. В сравнении с этиленгликолем и пропиленгликолем он имеет ряд преимуществ и может их успешно заменить:

  • защищает узлы коррозии и не повреждает детали и элементы;
  • по сравнению с теплоносителями на основе этиленгликоля и пропиленгликоля, со сроками эксплуатации не более 5 лет, антифриз на основе глицерина имеет более длительный срок эксплуатации – до 8 лет;
  • жидкость продается в разбавленном виде, уже готовой к применению;

Факт! Антифриз на основе глицерина может использоваться в отопительных системах как замена теплоносителя другого типа, без промывки труб.

Заполнение системы отопления антифризом

Прежде чем заливать антифриз в систему отопления своими руками, необходимо правильно рассчитать, какое количество жидкости будет нужно, сколько его покупать. Для проведения расчетов необходимо провести расчет объема всей отопительной системы.

Существуют специальные таблицы, позволяющие точно рассчитать, сколько необходимо залить «незамерзайки» перед первоначальной эксплуатацией или заменить одну незамерзающую жидкость на другую, из расчетов, сделанных на один погонный метр трубы. Пользуясь такими вычислениями и зная диаметр труб, можно вычислить, какое количество теплоносителя потребуется на 10 м системы. Остается уточнить, сколько «незамерзайки» необходимо залить для заполнения секции батареи. Сложив все данные, можно получить общий объем антифриза, необходимого для заполнения системы. Единой формулы нет – заливка зависит от диаметра труб и объема радиаторов.

На таре, в которой продается тепловой носитель, в большинстве случаев, находятся данные о продаваемом антифризе и его плотности. Такие данные позволяют рассчитать, сколько нужно долить воды в жидкость, которая будет служить в качестве носителя тепла.

Чтобы заправить незамерзайку своими руками, нужно иметь насос или специальное оборудование, позволяющее провести процедуры продувки и промывки от использованных остатков. Для работ по заливке понадобятся: отвертка, плоскогубцы, разводной ключ, шланги для закачки теплоносителя, фиксирующие хомуты и уплотнительная лента.

Закачка системы закрытого или открытого типа состоит из следующих этапов:

  1. Прежде чем закачать новую незамерзающую жидкость, предназначенный для замены, нужно слить через специальный патрубок все количество отработанной жидкости или воды, открыв сливной кран. В том случае, если жидкость самостоятельно не стекает, она удаляется с применением циркуляционного насоса;
  2. Если происходит замена теплоносителя на другой (за исключением глицериновых жидкостей), необходима предварительная промывка системы;
  3. Далее помощью шланга и циркуляционного насоса заливается новый антифриз. Для процедуры закачки используется два шланга. Первый шланг закрепляется на сливном патрубке и выходе насоса с фиксацией концов хомутами. Второй шланг используется для подачи антифриза из емкости к насосу;
  4. После того как шланги установлены, включается насос, который забирая из емкости теплоноситель, заполняет им систему отопления. Во время работ по заливке антифриза в систему необходимо следить за тем, чтобы опущенный в канистру конец шланга находился ниже уровня жидкости, это необходимо для предотвращения попадания воздуха вместе с жидкостью в систему во время забора антифриза. Попавший вместе с жидкостью воздух образует пробки, которые будут препятствовать работе отопления;
  5. Для беспрепятственной закачки теплового носителя открывается «кран Маевского» или специальная заглушка, что позволит воздуху при заполнении полостей жидкостью беспрепятственно выходить. После того как из заглушки начнет тонкой струей поступать заливаемый антифриз, заполнение прекращается, а заглушка перекрывается.

Заливка антифризом своими руками не является сложной задачей. Приступая к работам по закачке теплоносителем, надо определиться с выбором теплоносителя, сколько его нужно, иметь необходимое для проведения работ оборудование – насос и инструменты.

Загородный дом или дача, куда хозяева приезжают отдохнуть на время выходных, в зимний период топится периодически. Поэтому вопрос, антифриз или воду заливать в отопительную систему такого жилища, не подлежит обсуждению. Дабы не случилось размораживания оборудования и труб, они должны быть заполнены только незамерзающей жидкостью. Поскольку тема интересует многих домовладельцев, в данном материале мы расскажем, как выбрать антифриз для отопления и правильно залить его в систему.

Выбор незамерзающей жидкости

Для заливки в системы отопления частных домов на рынке предлагается 2 вида незамерзающих теплоносителей, изготавливаемых на основе:

  • этиленгликоля;
  • пропиленгликоля.

Первый вид антифризов можно описать буквально двумя словами – дешев и токсичен, в то время как пропиленгликоль безопасен, но дорог. По понятным причинам большинство продавцов усиленно предлагают именно второй тип теплоносителя, делая упор на его безопасности для здоровья человека. При этом развивается теория о том, что малая толика теплоносителя может попасть в питьевую воду через систему ГВС либо отравить чуть ли не все живое в доме при протечке из соединений системы отопления.

ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ +7(495)744-67-74

Промышленное отопление предприятий

В действительности качественно и правильно смонтированное отопление не даст ни малейшего шанса антифризу попасть в воду, а протечки бывают столь мизерны, что не представляют опасности. Другое дело – потеря гарантии на котел, ведь большинство производителей не допускают работу своих теплогенераторов с незамерзайкой. Но это касается любых гликолей, кроме тех, что разрешает применять сам изготовитель котла.

Вывод прост: когда вы уверены в качестве сборки своей системы отопления и стеснены в средствах, то смело заливайте этиленгликоль, тщательно контролируя процесс и строго соблюдая инструкцию. Если же есть желание подстраховаться, подкрепленное возможностями, то уплатите требуемую цену за пропиленгликоль, залейте его и спите спокойно.

В большинстве случаев антифриз для систем отопления продается в виде концентрата, который надо разбавить перед тем, как залить в отопительную сеть. Рекомендуется разбавлять его строго в соответствии с инструкцией, не нужно делать раствор сильно концентрированным «на всякий случай». От этого в разных местах и на теплообменнике могут появиться отложения. Менять антифриз надо не позже чем через 5 лет эксплуатации.

Как залить антифриз в систему открытого типа

Это как раз тот случай, когда следует покупать безопасный пропиленгликоль. Все дело в открытом расширительном бачке, сообщающемся с атмосферой. Поскольку он располагается в пределах дома (как правило, на чердаке), то в жилые помещения могут в небольшом количестве попадать испарения. А вообще, заливать антифриз в открытую систему – нецелесообразно. Лучше ее переделать в закрытую, откуда он не будет испаряться.

Разбавленный концентрат заливают через расширительный бак или подпиточный вентиль с помощью насоса. При этом все воздушные краны Маевского, установленные на радиаторах, должны быть открыты. По мере заполнения краны закрываются, после чего уровень теплоносителя доводится примерно до 1/3 расширительного бака.

Совет. Перед тем как закачать антифриз в систему отопления дома своими руками, надо убедиться в том, что вся запорно – регулирующая арматура находится в открытом состоянии.

После запуска и прогрева котла нужно повторно стравить воздух через батареи. Если уровень нагретого теплоносителя в расширительном бачке упал, то антифриз доливают примерно до половины.

Заполнение закрытой системы отопления

Здесь удобнее всего проводить процесс заполнения с помощью насоса, присоединенного к штуцеру подпитки системы. Если насоса нет, то вас ждет изнурительная работа по заливке антифриза через самую высокую точку, открутив автоматический воздухоотводчик. Также желательно, чтобы в операции участвовал помощник. Его задача – выпускать воздух из батарей в то время, когда вы закачиваете антифриз в котельной. Перед началом работ убедитесь в том, что:

  • вся запорная арматура открыта;
  • краны, отсекающие котел, закрыты;
  • концентрат разбавлен согласно инструкции;
  • сбросные клапаны Маевского закрыты;
  • вентиль, отсекающий мембранный расширительный бак, открыт.

Процесс начинается с закачки антифриза до тех пор, пока манометр не покажет давление 1.4—1.5 Бар. После этого надо дать сигнал помощнику, чтобы постепенно выпускал воздух из радиаторов, начиная с самых нижних. В это время вам надо следить за падением давления манометра и потихоньку подкачивать теплоноситель, чтобы оно не падало ниже 1 Бар.

Примечание. В закрытых отопительных системах на подпиточной врезке должен обязательно стоять обратный клапан пружинного типа, иначе закачать туда антифриз или воду будет затруднительно.

Когда весь воздух успешно выпущен, антифриз снова закачивается до давления 1.5 Бар. Потом надо поочередно открыть краны, отсекающие котел, — сначала на обратной, а потом на подающей магистрали. Второй кран открывайте медленно, чтобы воздух успевал уйти через автоматический воздухоотводчик, что стоит на группе безопасности котла. При этом давление снова станет падать, придется сразу же подкачивать антифриз.

Во время запуска теплогенератора и прогрева теплоносителя нужно следить за показаниями манометра. По итогу они не должны превышать 1.8 Бар при рабочей температуре. Последний этап – повторный сброс воздуха из отопительных приборов и корректировка давления. Работать с кранами Маевского надо аккуратно и осторожно, чтобы не обжечься и не пролить антифриз, особенно когда вы залили в систему этиленгликоль.

Совет. По окончании процесса внимательно обследуйте все соединения и оборудование на предмет протечек антифриза. При обнаружении таковых не обязательно снова опорожнять все трубопроводы, можно отсечь отдельную ветвь или радиатор арматурой, а после устранения снова поднять давление и стравить воздух.

Заключение

Процесс заливки антифриза нельзя назвать сложным, но он довольно трудоемкий, а без помощника займет вдвое больше времени. Необходимое количество раствора лучше готовить в одной большой емкости, из которой и производить закачивание. Если его не хватит, то добавлять можно такой же антифриз этого же производителя. Продукты от разных фирм могут иметь различные пакеты присадок, отчего при смешивании в системе появится осадок.

долить антифриз в систему отопления дома