В данной статье нам предстоит узнать, что такое элеватор в системе отопления и как он устроен. Кроме функций, мы изучим режимы работы элеваторного узла и методы его регулировки. Итак, в путь.
Что это такое
Функции
Говоря несложными словами, элеваторные узлы отопления — это необычные буферы между домовыми и теплотрассой инженерными системами.
Они совмещают пара функций:
- Преобразуют перепад давлений между нитками автострады (3-4 атмосферы) в нужные для работы отопительного контура 0,2.
- Помогают для запуска либо горячего систем водоснабжения и остановки отопления.
- Разрешают переключаться между различными режимами работы системы ГВС.
Уточним: температура воды в кранах не должна быть больше 90-95 градусов. Летом, в то время, когда температура воды в подаче автострады не превышает 50-55 С, ГВС запитывается как раз с данной нитки. В пик холодов горячее водоснабжение приходится переключать на обратный трубопровод.
Элементы
Несложная схема элеваторного узла отопления включает:
- Несколько входных задвижек на подающей и обратной нитках. Подача неизменно расположена выше обратки.
- Несколько домовых задвижек, отсекающих элеваторный узел от системы отопления.
- Грязевики на подаче и, реже, на обратке.
- Сбросники в контуре отопления, разрешающие всецело осушить его либо перепустить систему на сброс, выгнав из нее при запуске значительную часть воздуха. Сбросы считается хорошим тоном выводить в канализацию.
- Контрольные вентиля, разрешающие замерить давления и температуры подачи, обратки и смеси.
- Наконец, фактически водоструйный элеватор — снабженный фланцами тройник для труб с соплом в.
Как работает элеваторная система отопления? В базе принципа ее работы лежит закон Бернулли, утверждающий, что статическое давление в потоке обратно пропорционально его скорости.
Более тёплая и находящаяся под более большим давлением вода из подающего трубопровода впрыскивается через сопло в раструб элеватора и формирует там, как ни парадоксально это звучит, территорию разрежения, вовлекающую через подсос часть воды из обратного трубопровода в повторный цикл циркуляции.
Тем самым обеспечиваются:
- Громадной расход теплоносителя через контур при минимальном его расходе из автострады.
- Выравнивание температур ближних к элеватору и дальних от него отопительных устройств.
Как распределяются давления, измеренные на протяжении отопительного сезона? Приведем обычные параметры.
Точка измерения | Давление, кгс/см2 |
Подача по окончании входной задвижки | 6,0 |
Обратка | 3,2 |
Смесь по окончании элеватора | 3,4 |
Температуры в автостраде и по окончании элеватора подчиняются так именуемому температурному графику, определяющим причиной в котором есть уличная температура. Большое значение для подающей нитки автострады — 150 градусов: при предстоящем нагреве вода закипит, не обращая внимания на избыточное давление. Большая температура смеси — 95 С для двухтрубных и 105 для однотрубных систем.
Кроме перечисленных элементов, элеватор системы отопления может включать врезки тёплого водоснабжения.
Вероятны две их главных конфигурации.
- В зданиях, выстроенных до конца 70-х годов, ГВС запитано через одну врезку в подачу и одну — в обратку.
- В более новых зданиях присутствует по две врезки на каждой нитке. На фланце для соединения труб между врезками ставится подпорная шайба с диаметром на 1-2 мм больше, чем диаметр сопла. Она снабжает перепад, достаточный чтобы при включении ГВС по схемам «из подачи в подачу» и «из обратки в обратку» через спаренные стояки и полотенцесушители непрерывно циркулировала вода.
Территории ответственности
Что такое элеваторный узел отопления — мы худо-бедно разобрались.
А кто за него отвечает?
- Участок автострады в дома до фланцев входных задвижек — территория ответственности транспортирующей тепло организации (тепловых сетей).
- Все, что по окончании входных задвижек, и сами задвижки — территория ответственности жилищной организации.
Но: подбор элеватора отопления по номеру (типоразмеру), расчет подпорных шайб и диаметра сопла выполняются теплосетями. Жилищники только снабжают демонтаж и монтаж.
Контроль
Контролирующая организация — опять-таки теплосети.
Что именно они контролируют?
- Пара раз в течение зимы проводятся контрольные замеры давлений и температур подачи, обратки и смеси. При отклонениях от температурного графика расчет элеватора отопления проводится заново с расточкой либо уменьшением диаметра сопла. Очевидно, этого не следует делать в пик холодов: при -40 на улице подъездное отопление может прихватить льдом уже через час по окончании остановки циркуляции.
- В рамках подготовки к отопительному сезону проверяется состояние запорной арматуры. Проверка предельно несложна: все задвижки в узле перекрываются, по окончании чего раскрывается любой контрольный вентиль. В случае если вода из него поступает — необходимо искать неисправность; помимо этого, в любом положении задвижек у них не должно быть течей по сальникам.
- Наконец, в конце отопительного сезона элеваторы в системе отопления наровне с самой системой проходят опробования на температуру. Теплоноситель при отключенной подаче ГВС разогревается до больших значений.
Управление
Приведем порядок исполнения некоторых операций, связанных с работой элеватора.
Запуск отопления
В случае если система заполнена, достаточно только открыть домовые задвижки — и циркуляция начнется.
Пара сложнее инструкция по запуску скинутой системы.
- Раскрывается сброс на обратном трубопроводе и закрывается сброс на подаче.
- Медлительно (чтобы не было гидроудара) раскрывается верхняя домовая задвижка.
- По окончании того, как в сброс отправится чистая, без воздуха, вода, он закрывается, по окончании чего раскрывается нижняя домовая задвижка.
Полезно: в случае если на стояках стоят современные шаровые вентиля, направление работы контура на сброс не имеет значения. А вот у винтовых стремительным противотоком может оторвать клапана, по окончании чего слесарю предстоит продолжительный и мучительный поиск обстоятельств остановки циркуляции в стояках.
Работа без сопла
При катастрофически низкой температуре обратки в пик холодов практикуется работа элеватора без сопла. В систему поступает теплоноситель из автострады, а не смесь. Подсос глушится металлическим блином.
Регулировка перепада
При завышенной обратке и неосуществимости своевременной замены сопла практикуется регулировка перепада задвижкой.
Как выполнить ее своими руками?
- Замеряется давление подачи, по окончании чего манометр ставится на обратку.
- Входная задвижка на обратке всецело закрывается и неспешно раскрывается с контролем давления по манометру. В случае если задвижку — ее щечки смогут не всецело опуститься по штоку и соскользнуть вниз позднее. Цена неправильного порядка действий — гарантированно размороженное подъездное отопление.
За один раз направляться убирать не более 0,2 атмосфер перепада. Повторный замер температуры обратки проводится через дни, в то время, когда все значения стабилизируются.
Заключение
Сохраняем надежду, что наш материал окажет помощь читателю разобраться в порядке регулировки и схеме работы элеваторного узла. Как в большинстве случаев, дополнительную данные его вниманию предложит прикрепленное видео. Удач!