Через конденсатор или резистор это полная ерунда. Мотор нужно питать неким стабильным напряжением (жёсткая электрическая связь с источником 80-90в), а не через балласт от 220. Даже если подобрать резистор (мощный), чтобы при вращении свободного двигателя на выводах мотора будут 80-90в, то тормознуть его пальцем, и обороты резко ослабнут. Короче, балласт можно подобрать под определённую нагрузку (типа пропеллера), а не для точила.
Несколько вредный совет.
С каких это пор вредный совет может быть рабочим? О цене пока не говорим.
Или использовать автотрансформатор.
Через диод … Через него можно питать лампу на 127 в цепи 220. Лампа при этом будет мерцать с частотой 50 раз в секунду. А вот если двигатель (даже если мотор на 110-127в постоянки. Но мотор то у автора на 80в постоянного) коллекторный питать от диода, то не забываем, что коллекторник очень желательно питать от переменки синусоидальной, но не от тиристорного регулятора ли диода. В пропусках между волнами одной полярности на щётках может быть вредное искрение, да и коллектор сильнее греется от искр. Если я не прав, то приведите текст из какой либо литературы, где пишется, что мотор можно питать через диод от сети 50гц.
Сети ничего не будет, а мотору может не понравится, возможно очень даже. Тем более, не забываем, что исходное напряжение явно выше, чем 80-95в.