В северогерманском регионе Пригниц использование растительного масла, а точнее соевого и рапсового масла, в качестве топлива для рельсовых автобусов — так называют вагоны, состоящие из одного легкового автомобиля. В бак залито 400 литров этого растительного масла. Эксперименты с экологически чистым топливом начались в Пригнице в 1999 году. С октября прошлого года восемь региональных автобусов курсируют по рапсу и сою. Пожалуй, единственная разница между этим топливом и обычным бензиновым дизельным топливом заключается в том, что вы чувствуете запах жареной картошки, проехав автобус на растительном топливе. И соевое масло, и рапсовое масло, которые используются в таких случаях, вполне съедобны, но в качестве топлива они используются только по экономическим причинам, поскольку они дешевле экологического дизельного топлива. Причем, в отличие от дизельного топлива, их можно хранить практически где угодно, не нанося вреда природе. Кроме того, топливо, полученное из растений, очень энергоэффективно. Пока неизвестно, какое влияние на двигатель окажет длительное использование этого топлива. Однако уже этим летом такое же топливо используется в районе Прорине и в Нидерландах.
Не дожидаясь результатов исследований, люди давно экспериментируют по-своему. Наиболее выигрышной оказалась ситуация для водителей автомобилей с дизельными двигателями. Как оказалось, им вполне подходит растительное или салатное масло — в качестве топлива. Например, еженедельник AUTOBILD сообщает, что Беа Кемпер, 36-летняя Гамбургер, покупает топливо для своего 200-летнего Mercedes с дизельным двигателем не на заправке, а у компании ALDI, известной дешевыми продуктами. Там литровая бутылка салатного масла стоит немного дороже бренда. А поскольку литр дизельного топлива стоит полторы марки, это означает сокращение расходов на топливо на треть — Kemper экономит 50 пфеннигов на литр и 25 марок на каждые 50 литров. Теперь, если вы сядете за ней, вы почувствуете не канцерогенные пары солярки, а запах жареной картошки. Конечно, не всем нравится этот запах, но при нынешних необычно высоких ценах на топливо нужно думать в первую очередь о себе и своем кармане. И нет сомнений, что таких мастеров будет все больше и больше.
Разве это не означает, что дизельный двигатель начинает возвращаться к своим корням? В конце концов, Рудольф Дизель использовал арахисовое масло 100 лет назад — в то время, когда еще не было магазинов ALDI. Лишь позже его заменили нефтепродукты, которые сегодня намного дороже.
Да, но, наверное, большинство мастеров этого даже не знают и думают только об экономии денег. Пол Реммерс из Хильдесхайма сказал AUTOBILD: «Монеты в картах», заливая свою машину растительным маслом. Если трамбовка «проезжает» более 50 000 километров в год, а двигателю требуется около 10 литров топлива на сто километров, это экономит около двух с половиной тысяч марок в год.
Ремесленник из Оснабрюка, Германия, установил 100-литровый бак для расплава в задней части своего ярко-желтого Volkswagen. Большинство картофеля готовят во фритюре, то есть в кипящем жире. По санитарным правилам этот жир можно варить не более часа, а затем его необходимо выбросить. Почему? — спрашивал себя этот «умелец», он купил этот жир у повара Макдональдса, поставил одноколонный бак на заднее сиденье, протянул трубку карбюратора через салон, установил под баком электрическое устройство, которое нагревает жир — чтобы сделать это жидкость. Голландские полицейские — разумеется, по обонянию — которые обнаружили это чудесное изобретение, были в ужасе. Если бы машина попала в аварию, не дай бог, — сказал Йос Пейплац, ответственный офицер, — сотня литров немедленно вылилась бы внутрь и загорелась. Водитель не сможет выпрыгнуть из машины. Как сообщалось в газетах, впервые милиция ограничилась штрафом, обязав владельца демонтировать нагретый бак.
Не менее оригинальная идея пришла в голову жителю Унтерауэрхайма Хильмару Вольфу. В своем спортивном Porsche 911 она заменила двухтактный двигатель дизельным двигателем Volkswagen Golf. Вместе с документами это обошлось ей примерно в 4 000 немецких марок. Но экономия на бензине быстро окупится, говорит автолюбитель. Еще он наливает в емкость растительное масло.
Мне трудно поверить в эту новость — человек, у которого есть деньги на Porsche и его реконструкцию, не экономит на топливе. Хотя, если она — владелица Порше — действует, как правило, из любви к природе, то может быть.
Список жидкостей, которые можно сжигать в автомобильных двигателях, кажется бесконечным. В Бразилии, например, автомобили работают на спирте из сахарного тростника. А немцы — пожалуй, самые сознательные или самые бережливые — намерены перейти на молоко. Это не шутка. Специалисты Института биотехнологических исследований Штутгартского университета разработали процесс, с помощью которого отходы производства сыра могут быть преобразованы в биодизельное топливо. 10 миллионов тонн сыворотки, выбрасываемой ежегодно, можно «переработать». Для этого сыворотка фильтруется, стерилизуется, «заражается» дрожжевыми грибками, превращается в жир — одним словом, это ряд действий, которые производят определенные поверхностно-активные вещества, которые в конечном итоге производят биологическое дизельное топливо. Ученые убеждены, что стоимость литра такого топлива не превысит одной марки, конечно, только в том случае, если государство не облагает его налогом, как и все другие энергоносители.
Налогообложение топлива — один из самых важных источников дохода для государства, поскольку из-за двух марок, которые я плачу за литр бензина, производители топлива — от оператора скважины до продавца — получают менее пятидесяти. Государство получает полторы балла из двух. Но поскольку топливо из рапсового масла является экологически чистым, оно не должно подпадать под действие т.н. экологический налог.
Однако, по оценкам, в Германии 170 000 тонн сыворотки можно было бы превратить в топливо. Казалось бы, впечатляющая цифра, но на самом деле это менее одного процента потребления сырой нефти в стране. Это все равно больше, чем производство салата или подсолнечного масла. Они производят 80 тысяч тонн этого продукта в год. Бум заправочных станций, работающих на изнасиловании. В Германии более 1000 таких заправок. Дизельное топливо на основе рапса также набирает обороты на фоне роста цен на бензин — спрос уже превышает предложение, говорит Дитер Боккай из Альянса по защите альтернативных источников энергии. Но по мере роста спроса растет и цена — литр такого топлива сейчас стоит 30 пфеннигов за марку. Однако пока это немного дешевле, чем литр дизельного топлива из сырой нефти.
Вольфганг Блаубе из Гамбурга нашел новый, но радикальный выход из сложившейся ситуации. В отчаянии из-за неуклонно растущих цен на бензин, сообщает еженедельник AUTOBILD, он продал свою машину и на вырученные деньги купил лошадь. «Одна силовая лошадь лучше, чем никакая», — пояснил он.